Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Страница 4

Эффективность игрового метода обеспечивается самой сущностью игры, в психологической структуре которой доминирует эмоциональное начало, а цель и мотивы связаны не с утилитарным эффектом, а с переживаниями (А. Валлон, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). И даже игровые действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приёмами.

Для абсолютного большинства наших испытуемых источником приятных переживаний было уже само участие в специальных организованных играх. Как младшие, так и старшие школьники с удовольствием выполняли правила той или иной игры и проявляли готовность к продуктивному взаимодействию.

Организатором таких игр всегда выступал экспериментатор (логопед, психолог, учитель, воспитатель). Даже если вести игру предлагалось самим испытуемым, экспериментатор в любой момент мог включиться в качестве участника игры и внести необходимые изменения в её развитие.

Каждую технику составляли десятки различных игр, среди которых были модификации известных («Пропавшая обезьяна», «Испорченный телефон», «Передай другому», «Море волнуется раз», «Где мы были, мы не скажем, но что делали – покажем», «Пойми меня» и так далее), и специально разработанные игры. Они подбирались и модифицировались с учётом состава конкретной группы. В зависимости от возраста и уровня развития школьников им предлагались более или менее сложные варианты коррекционно-развивающих игр. Причём на первых этапах работы использовались простые игры, характер которых затем усложнялся.

Например, одной из наиболее простых игр техники, направленные на коррекцию и развитие невербальных средств эмоциональной экспрессии младших школьников с данной умственной отсталостью, является игра «Самое весёлое (грустное, злое и так далее) лицо» (Приложение 2).

Когда группа осваивает эту игру настолько, что заданные состояния более или менее адекватно передаются большинством участников, можно переходить к боле сложному варианту «На месте грустная (удивлённая, испуганная и так далее) фигура замри». Ход и правила игры сходны с предыдущей, но игровые действия усложняются за счёт активизации пантомимики.

Дальнейшее усложнение игры предполагает переход от статичного выражения эмоционального состояния к движению. В игре «Станцуем настроение» средством эмоциональной экспрессии является движение под музыку.

Ещё более сложная игра «Ожившие картинки» (Приложение 3.

Отметим, что даже самые простые игры дают удовлетворительный результат только после длительной систематической работы. Тем не менее, в нашем исследовании само участие в играх представляло как достижение некоторого успеха, нередко все участники игры поощрялись не большими призами, позитивные измерения в эмоциональной сфере испытуемых отмечались похвалой, одобрением (47, с.5-7).

Большинство игр, способствующих коррекции и развитию эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся. эффективно использовали в широком возрастном диапазоне. Например, техника направленная на развитие позитивных эмоций по отношению к окружающим людям, объединила игры, которые полюбили и младшие, и старшие школьники ("Добрые волшебники", "Букет для любимой учительницы", "Три желание", "Фанты", "В подарок маме", "День сюрпризов" и другие) (Приложение 4), (47, с.7). Одинаково интересными для школьников разного возраста оказались и многие другие игры.

Не менее важным методом данной технологии было упражнение, позволяющее не только закрепить какое-либо действие, но и совершенствовать его, исправляя имеющиеся недостатки. В работах Л. С. Выготского, А. Н. Граборова, Г. М. Дульнева, А. С. Белкина и других специалистов подчёркивается высокая эффективность этого метода воспитания умственно отсталых учащихся. Вместе с тем отмечается, что бессмысленное, чисто механическое использование различных коррекционных упражнений скорее из нормального ребёнка сделает умственно отсталого, чем поможет в развитии личности аномального школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Бессмертный подвиг двадцати восьми героев
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул ...

Основные пути и средства формирования мировоззрения школьтников
Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, понимание и, следовательно, некое знание действительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием традиций, настроений, привычек, носящ ...

Психометрические теории интеллекта
Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 году. Ее автор, Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru