Эффективность игрового метода обеспечивается самой сущностью игры, в психологической структуре которой доминирует эмоциональное начало, а цель и мотивы связаны не с утилитарным эффектом, а с переживаниями (А. Валлон, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). И даже игровые действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приёмами.
Для абсолютного большинства наших испытуемых источником приятных переживаний было уже само участие в специальных организованных играх. Как младшие, так и старшие школьники с удовольствием выполняли правила той или иной игры и проявляли готовность к продуктивному взаимодействию.
Организатором таких игр всегда выступал экспериментатор (логопед, психолог, учитель, воспитатель). Даже если вести игру предлагалось самим испытуемым, экспериментатор в любой момент мог включиться в качестве участника игры и внести необходимые изменения в её развитие.
Каждую технику составляли десятки различных игр, среди которых были модификации известных («Пропавшая обезьяна», «Испорченный телефон», «Передай другому», «Море волнуется раз», «Где мы были, мы не скажем, но что делали – покажем», «Пойми меня» и так далее), и специально разработанные игры. Они подбирались и модифицировались с учётом состава конкретной группы. В зависимости от возраста и уровня развития школьников им предлагались более или менее сложные варианты коррекционно-развивающих игр. Причём на первых этапах работы использовались простые игры, характер которых затем усложнялся.
Например, одной из наиболее простых игр техники, направленные на коррекцию и развитие невербальных средств эмоциональной экспрессии младших школьников с данной умственной отсталостью, является игра «Самое весёлое (грустное, злое и так далее) лицо» (Приложение 2).
Когда группа осваивает эту игру настолько, что заданные состояния более или менее адекватно передаются большинством участников, можно переходить к боле сложному варианту «На месте грустная (удивлённая, испуганная и так далее) фигура замри». Ход и правила игры сходны с предыдущей, но игровые действия усложняются за счёт активизации пантомимики.
Дальнейшее усложнение игры предполагает переход от статичного выражения эмоционального состояния к движению. В игре «Станцуем настроение» средством эмоциональной экспрессии является движение под музыку.
Ещё более сложная игра «Ожившие картинки» (Приложение 3.
Отметим, что даже самые простые игры дают удовлетворительный результат только после длительной систематической работы. Тем не менее, в нашем исследовании само участие в играх представляло как достижение некоторого успеха, нередко все участники игры поощрялись не большими призами, позитивные измерения в эмоциональной сфере испытуемых отмечались похвалой, одобрением (47, с.5-7). ![]()
Большинство игр, способствующих коррекции и развитию эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся. эффективно использовали в широком возрастном диапазоне. Например, техника направленная на развитие позитивных эмоций по отношению к окружающим людям, объединила игры, которые полюбили и младшие, и старшие школьники ("Добрые волшебники", "Букет для любимой учительницы", "Три желание", "Фанты", "В подарок маме", "День сюрпризов" и другие) (Приложение 4), (47, с.7). Одинаково интересными для школьников разного возраста оказались и многие другие игры.
Не менее важным методом данной технологии было упражнение, позволяющее не только закрепить какое-либо действие, но и совершенствовать его, исправляя имеющиеся недостатки. В работах Л. С. Выготского, А. Н. Граборова, Г. М. Дульнева, А. С. Белкина и других специалистов подчёркивается высокая эффективность этого метода воспитания умственно отсталых учащихся. Вместе с тем отмечается, что бессмысленное, чисто механическое использование различных коррекционных упражнений скорее из нормального ребёнка сделает умственно отсталого, чем поможет в развитии личности аномального школьника.
Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии
Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке ...
Горение. Удельная теплота сгорания топлива
Горение — сложный физико-химический процесс превращения компонентов горючей смеси в продукты сгорания с выделением теплового излучения, света и лучистой энергии. Приближенно можно описать природу горения как бурно идущее окисление. Дозвуковое горение (дефлаграция) в отличие от взрыва и детонации пр ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты. При выполнении задания “Рядоговорение” четверо ...