Из различия структур учебных предметов следуют разные способы обучения. Так, при подражательном и опытном обучении центр тяжести падает на моторные, сенсорные и когнитивные навыки, в то время как при обучении, связанным с решением задач, упор делается на мышление и понимание. Учебной целью может быть закрепление или обогащение знаний, создание ценностных ориентиров и установок.
При обучении детей с умеренной умственной отсталостью большое место занимают упражнения, автоматизация функций. С учётом опасности абсолютизации функциональной тренировки при умственной отсталости было указано на возможности деятельностного обучения. Закрепление навыков и знаний до надёжного овладения ими подчинено деятельностному и осознанному познанию. Аэбли называет этот вид упражнения «операционным», подчёркивая, что преждевременная автоматизация снижает результат обучения.
В воспитании и обучении данной категории детей упражнение играет особую роль там, где мыслительное и осознанное усвоение затруднено или невозможно. Программы функциональных упражнений, отвечающие развитию детей с умеренной умственной отсталостью, должны действовать прежде всего в сфере обучения. В семье, в учреждениях дошкольного образования (детских садах), так же как и в течение первых школьных лет ребёнку должны предоставляться многообразные и главным образом игровые возможности для овладения основополагающими сенсомоторными, а позднее также и когнитивными навыками, особенно в развитии ловкости тела и рук, внимания, восприятия, запоминания, различения, сравнения, определения и выбора форм, красок, пространств, количеств, материалов и некоторых других операций, таких, как простое строительство их разных элементов. При этом речь идёт главным образом о подражательных упражнениях. Ребёнку с умеренной умственной отсталостью требуется больше времени для освоения таких элементарных навыков, чем обычному ребёнку.
Для упражнений, которые связаны с попытками что-то мастерить или во что-то играть, должны иметься подходящие материалы и игры в достаточном количестве, важно не упускать для упражнения соответствующие семейные и школьные ситуации. Ребёнку на этой ступени надо с помощью функциональных упражнений научиться учиться (базовое обучение).
Относительно дидактического применения упражнений нужно отметить следующее: эффективность достигается благодаря повторению. Для детей с умеренной умственной отсталостью необходимо значительное большее число повторений, чем для обычных детей. Логопед должен с самого начала настроиться на относительно большую продолжительность упражнений, вооружиться терпением и выдержкой.
Успех упражнения, например, в самостоятельном одевании и раздевании, хождении по гимнастическому бревну, рисовании окружности, правильном говорении, помимо прочего, зависит от следующих факторов:
1. Тема усвоения должна настолько соответствовать детским способностям, чтобы упражнение могло выполняться в основном правильно и с наименьшим числом ошибок.
2. Упражнение нуждается в постоянной мотивации, к которой прежде всего относится как можно более скорое подтверждение результата. «Успешные, ведущие к удовлетворяющему результату реакции, сохраняются и укрепляются».
3. Повторение не должно охватывать весь материал, а осуществляться по частям: «Поделённое на части упражнение ведёт к быстрому обучению и лучшему удержанию в памяти содержания и последовательности движений, чем упражнение целиком». Упражняйся не долго, но часто!
4. Упражнения для детей с умеренной умственной отсталостью требуют точного руководства и постоянного индивидуального контроля. Ребёнка по возможности нужно приучать к самоконтролю и самооценке.
5. Насколько это требуется, сложные упражнения должны члениться на составные части и действия; каждое из них сначала выполняется изолированно (например, артикуляционные упражнения), затем элементы упражнения соединяются и включаются в целое.
6. Ритмизированные упражнения, например, ритмическое говорение, как правило, повышают эффективность усвоения.
Решение вопросов занятости молодежи в Германии
Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из ли ...
Проблема состава и
структуры образовательных областей
Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не ...
Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов
На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы: Что вы понимаете под понятием «к ...