Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Страница 6

При еженедельных занятиях ролевые тренинги оказывают заметное влияние на эмоциональное развитие учащихся с данной умственной отсталостью, особенно если этот метод сочетать с упражнениями, играми.

Уже после года интенсивных занятий в процессе обследования эмоциональной сферы испытуемых по ряду параметров удаётся получить статистически достоверную разницу. То есть, технология прямого воздействия заметно активизирует позитивную динамику эмоционального развития школьников с умеренной умственной отсталостью. Однако коррекционно-развивающая эффективность технологии прямого воздействия несколько снижается, если она не подкрепляется технологией косвенного, опосредованного воздействия, под влиянием которой эта динамика приобретает устойчивый характер.

Технология косвенного воздействия булла направлена на максимальную реализацию коррекционных возможностей традиционных для данного образовательного учреждения видов и форм организации деятельности, и предполагала работу не столько с учащимися, сколько с логопедами.

Все они называли нарушения эмоционального развития в числе основных причин, затрудняющих взаимодействие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и снижающих продуктивность их учебной деятельности (47, с.10).

Как показывают исследования Л. С. Выготского, Г. М. Дульнева, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и других специалистов, коррекционные возможности различных видов деятельности в некоторой степени зависят от своеобразия интеллектуального дефекта, но его влияние является частичным и опосредованным. Целенаправленная активность логопеда может существенно усилить коррекционно-развивающее влияние различных видов деятельности на эмоциональное развитие умственно отсталых школьников со средней степенью. В связи с этим технология косвенного воздействия объединяла методы, способствующие более глубокому осознанию логопедами важности данного вопроса и необходимости систематической работы над его решением.

Важным методом данной технологии была организация консультативной помощи логопедам специальных (коррекционных) учреждений по вопросам, касающимся развития эмоциональной сферы и личности учащихся с умеренной умственной отсталостью в целом. Консультирование осуществлялось преподавателями и аспирантами кафедры коррекционной педагогики. Соответственно, интеграция научно-исследовательской работы кафедры и коррекционно-педагогической деятельности специального образовательного учреждения является обязательным компонентом технологии косвенного воздействия на эмоциональную сферу школьников с данной умственной отсталостью.

На педагогических советах, научно-методических семинарах и в процессе индивидуального консультирования логопедов, учителей и воспитателей рассматривались и вопросы, связанные с актуализацией компенсаторных возможностей, заложенных в эмоциональной сфере каждого школьника. Исходя из условий конкретной ситуации, педагогу помогали выбрать наиболее приемлемый способ преподнесения того или иного материала, чтобы сделать его эмоционально привлекательным для учащихся.

Таким образом, вся совокупность средств, способствующих коррекции и развитию эмоциональной сферы с умеренной умственной отсталостью, а также актуализации связанных с эмоциональным началом компенсаторных возможностей, может быть представлена в виде 2-х психолого-педагогических технологий: прямого и косвенного воздействия.

Технология прямого воздействия объединяет методы игры, упражнения и ролевого тренинга, которые составляют психолого-педагогические техники, направленные на совершенствование различных параметров эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся со средней степенью и на преодоление их эмоциональной незрелости в целом.

Технология косвенного воздействия опосредована традиционными для специальной школы видами деятельности, а также ролью педагога (логопеда, учителя и воспитателя) в повышении коррекционно-развивающих возможностей этих видов деятельности. Данная технология включает методы консультирования педагогов, их участие в экспериментальной работе по диагностике и коррекции эмоционального развития школьников с умеренной умственной отсталостью, повышение педагогической квалификации логопедов, учителей и воспитателей, так как рассматриваемая проблема отличается высокой сложностью и требует большого педагогического мастерства и соответствующей психологической подготовки (47, с.11-12).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Развитие речи ребенка на четвертом году жизни
К концу 4-го года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-200 слов. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки ...

Особенности формирования словаря у детей раннего возраста
На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах ( названия транспор ...

Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств
Неуклонное улучшение речевых навыков "является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю умственную судьбу развития ребенка" (Л.С. Выготский). Не случайно главная цель обучения в школе связывается с языковым развитием учащихся. Овладение родным языком как средством и способо ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru