Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Страница 6

При еженедельных занятиях ролевые тренинги оказывают заметное влияние на эмоциональное развитие учащихся с данной умственной отсталостью, особенно если этот метод сочетать с упражнениями, играми.

Уже после года интенсивных занятий в процессе обследования эмоциональной сферы испытуемых по ряду параметров удаётся получить статистически достоверную разницу. То есть, технология прямого воздействия заметно активизирует позитивную динамику эмоционального развития школьников с умеренной умственной отсталостью. Однако коррекционно-развивающая эффективность технологии прямого воздействия несколько снижается, если она не подкрепляется технологией косвенного, опосредованного воздействия, под влиянием которой эта динамика приобретает устойчивый характер.

Технология косвенного воздействия булла направлена на максимальную реализацию коррекционных возможностей традиционных для данного образовательного учреждения видов и форм организации деятельности, и предполагала работу не столько с учащимися, сколько с логопедами.

Все они называли нарушения эмоционального развития в числе основных причин, затрудняющих взаимодействие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и снижающих продуктивность их учебной деятельности (47, с.10).

Как показывают исследования Л. С. Выготского, Г. М. Дульнева, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и других специалистов, коррекционные возможности различных видов деятельности в некоторой степени зависят от своеобразия интеллектуального дефекта, но его влияние является частичным и опосредованным. Целенаправленная активность логопеда может существенно усилить коррекционно-развивающее влияние различных видов деятельности на эмоциональное развитие умственно отсталых школьников со средней степенью. В связи с этим технология косвенного воздействия объединяла методы, способствующие более глубокому осознанию логопедами важности данного вопроса и необходимости систематической работы над его решением.

Важным методом данной технологии была организация консультативной помощи логопедам специальных (коррекционных) учреждений по вопросам, касающимся развития эмоциональной сферы и личности учащихся с умеренной умственной отсталостью в целом. Консультирование осуществлялось преподавателями и аспирантами кафедры коррекционной педагогики. Соответственно, интеграция научно-исследовательской работы кафедры и коррекционно-педагогической деятельности специального образовательного учреждения является обязательным компонентом технологии косвенного воздействия на эмоциональную сферу школьников с данной умственной отсталостью.

На педагогических советах, научно-методических семинарах и в процессе индивидуального консультирования логопедов, учителей и воспитателей рассматривались и вопросы, связанные с актуализацией компенсаторных возможностей, заложенных в эмоциональной сфере каждого школьника. Исходя из условий конкретной ситуации, педагогу помогали выбрать наиболее приемлемый способ преподнесения того или иного материала, чтобы сделать его эмоционально привлекательным для учащихся.

Таким образом, вся совокупность средств, способствующих коррекции и развитию эмоциональной сферы с умеренной умственной отсталостью, а также актуализации связанных с эмоциональным началом компенсаторных возможностей, может быть представлена в виде 2-х психолого-педагогических технологий: прямого и косвенного воздействия.

Технология прямого воздействия объединяет методы игры, упражнения и ролевого тренинга, которые составляют психолого-педагогические техники, направленные на совершенствование различных параметров эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся со средней степенью и на преодоление их эмоциональной незрелости в целом.

Технология косвенного воздействия опосредована традиционными для специальной школы видами деятельности, а также ролью педагога (логопеда, учителя и воспитателя) в повышении коррекционно-развивающих возможностей этих видов деятельности. Данная технология включает методы консультирования педагогов, их участие в экспериментальной работе по диагностике и коррекции эмоционального развития школьников с умеренной умственной отсталостью, повышение педагогической квалификации логопедов, учителей и воспитателей, так как рассматриваемая проблема отличается высокой сложностью и требует большого педагогического мастерства и соответствующей психологической подготовки (47, с.11-12).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методические рекомендации по проведению лекционных занятий с применением информационных технологий
Лекционный материал по теме «Тройные интегралы» приходится на конец 2-го курса и создает теоретическую основу для всех видов учебной деятельности по математическому анализу. К концу 2-го курса у студентов накапливается “критическая масса” опыта студенческой жизни, что позволяет ему окончательно пре ...

Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...

Нравственые воззрения и нравственное воспитание
В качестве заключения считаю необходимым обратиться к вопросам выработки у ребенка нравственных воззрений. В связи с возрастающей ролью географических исследований в решении практических задач, связанных с социальной и территориальной организацией общества, а также с экологическими проблемами, все ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru