Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Страница 3

Количественные особенности эмоционального развития умственно отсталого школьника со средней степенью представлены его замедленным темпом, ограниченным, по сравнению с нормой, диапазоном переживаний, слабой эмоциональной выразительностью, сниженными способностями к восприятию и пониманию переживаний других людей, отклонениями в динамике эмоциональных проявлений.

Качественное своеобразие эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы 8-вида проявляется в снижении интеллектуальной регуляции, в нарушении их адекватности, в наличии особых, специфических закономерностей, определяющих развитие психики, и в том числе её эмоционального компонента.

При этом, также как и в норме, эмоциональная сфера школьника с данной умственной отсталостью выполняет важнейшие функции, связанные с отражением окружающего вида, а также с приспособлением к его постоянно изменяющимся условиям. Соответственно, коррекции нарушений эмоционального развития, в той или иной мере присущих всем учащимся школы 8 вида, должно уделяться особое внимание педагогов.

Важным положением, определяющим эффективность такой работы, является принцип комплексного психолого-педагогического воздействия на все структурные компоненты эмоциональной сферы и личности школьников.

Этот принцип обоснован в исследованиях Н.Л. Коломинского, Ж.И. Намазбаевой, В.Г. Петровой, В.Н. Синева, Ж.И. Шиф и других специалистов. Он опирается на представление о системном строении психики (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) и о междуфункциональном взаимодействии всех её компонентов.

Рассматривая умеренную умственную отсталость как тотальный дизонтогенез, отечественные специалисты утверждают, что эффективная коррекционная помощь таким детям предполагаю целостное, комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики в их системном единстве.

В соответствии с данным принципом в качестве средств коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся следует рассматривать практически все доступные им виды деятельности, а также формы и условия организации этой деятельности.

В нашем исследовании средство – это любое воздействие, способствующее достижению видов, состоящей в коррекции недостатков эмоциональной сферы учащихся с умеренной умственной отсталостью, в развитии всех её параметров, а также в актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с её аффективными компонентами.

Экспериментальная работа проводилась в течение 12 лет на базе специальной школы восьмого вида № 12г. Биробиджана и других коррекционных учреждений Европейской автономной области. В ней приняли участие не менее 500 учащихся, и не менее 100 работающих с ними педагогов. С целью совершенствования коррекционно-воспитательной работы школы восьмого вида мы использовали две группы средств: психолого-педагогические технологии прямого и косвенного воздействия на эмоциональное развитие школьников с умеренной умственной отсталостью. Под технологией понималась вся совокупность методов и приёмов коррекционно-развивающей работы, оптимальная последовательность их применения, а также рациональные условия, обеспечивающие получение значимого результата.

Технология прямого воздействия была представлена играми, упражнениями и тренингами, непосредственно направленными на развитие эмоциональной сферы учащихся, на исправление имеющих нарушений, а также на использование компенсаторных возможностей эмоционального начала.

Для участия в играх и тренинговых занятиях школьники объединялись в группы по 5-10 человек, как правило, в пределах одного, реже двух параллельных классов. При формировании таких групп учитывались личные предпочтения учащихся, а также особенности их эмоционального развития.

Упражнения выполнялись в индивидуальной форме под контролем экспериментатора.

Комплекты игр, упражнений и тренингов, направленных на решение конкретных коррекционно-развивающих задач, составляли отдельные элементы психолого-педагогической технологии прямого воздействия, или техники. Каждая такая техника создавалась для учащихся определённого возраста и отрабатывалась с ними в течение, как минимум, учебного года. Нередко полное или частичное решение поставленной задачи требовало значительно большего времени. По ходу эксперимента задачи уточнялись, а в действующую технику вносились необходимые изменения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Дифференциация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология умственной отсталости, то используется ...

Понятие формы
Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму. Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обе ...

Адаптивность – необходимое профессионально значимое качество учителя
Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru