Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Страница 3

Количественные особенности эмоционального развития умственно отсталого школьника со средней степенью представлены его замедленным темпом, ограниченным, по сравнению с нормой, диапазоном переживаний, слабой эмоциональной выразительностью, сниженными способностями к восприятию и пониманию переживаний других людей, отклонениями в динамике эмоциональных проявлений.

Качественное своеобразие эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы 8-вида проявляется в снижении интеллектуальной регуляции, в нарушении их адекватности, в наличии особых, специфических закономерностей, определяющих развитие психики, и в том числе её эмоционального компонента.

При этом, также как и в норме, эмоциональная сфера школьника с данной умственной отсталостью выполняет важнейшие функции, связанные с отражением окружающего вида, а также с приспособлением к его постоянно изменяющимся условиям. Соответственно, коррекции нарушений эмоционального развития, в той или иной мере присущих всем учащимся школы 8 вида, должно уделяться особое внимание педагогов.

Важным положением, определяющим эффективность такой работы, является принцип комплексного психолого-педагогического воздействия на все структурные компоненты эмоциональной сферы и личности школьников.

Этот принцип обоснован в исследованиях Н.Л. Коломинского, Ж.И. Намазбаевой, В.Г. Петровой, В.Н. Синева, Ж.И. Шиф и других специалистов. Он опирается на представление о системном строении психики (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) и о междуфункциональном взаимодействии всех её компонентов.

Рассматривая умеренную умственную отсталость как тотальный дизонтогенез, отечественные специалисты утверждают, что эффективная коррекционная помощь таким детям предполагаю целостное, комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики в их системном единстве.

В соответствии с данным принципом в качестве средств коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся следует рассматривать практически все доступные им виды деятельности, а также формы и условия организации этой деятельности.

В нашем исследовании средство – это любое воздействие, способствующее достижению видов, состоящей в коррекции недостатков эмоциональной сферы учащихся с умеренной умственной отсталостью, в развитии всех её параметров, а также в актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с её аффективными компонентами.

Экспериментальная работа проводилась в течение 12 лет на базе специальной школы восьмого вида № 12г. Биробиджана и других коррекционных учреждений Европейской автономной области. В ней приняли участие не менее 500 учащихся, и не менее 100 работающих с ними педагогов. С целью совершенствования коррекционно-воспитательной работы школы восьмого вида мы использовали две группы средств: психолого-педагогические технологии прямого и косвенного воздействия на эмоциональное развитие школьников с умеренной умственной отсталостью. Под технологией понималась вся совокупность методов и приёмов коррекционно-развивающей работы, оптимальная последовательность их применения, а также рациональные условия, обеспечивающие получение значимого результата.

Технология прямого воздействия была представлена играми, упражнениями и тренингами, непосредственно направленными на развитие эмоциональной сферы учащихся, на исправление имеющих нарушений, а также на использование компенсаторных возможностей эмоционального начала.

Для участия в играх и тренинговых занятиях школьники объединялись в группы по 5-10 человек, как правило, в пределах одного, реже двух параллельных классов. При формировании таких групп учитывались личные предпочтения учащихся, а также особенности их эмоционального развития.

Упражнения выполнялись в индивидуальной форме под контролем экспериментатора.

Комплекты игр, упражнений и тренингов, направленных на решение конкретных коррекционно-развивающих задач, составляли отдельные элементы психолого-педагогической технологии прямого воздействия, или техники. Каждая такая техника создавалась для учащихся определённого возраста и отрабатывалась с ними в течение, как минимум, учебного года. Нередко полное или частичное решение поставленной задачи требовало значительно большего времени. По ходу эксперимента задачи уточнялись, а в действующую технику вносились необходимые изменения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Использование практических методов обучения в технологии
Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по техноло ...

Изучение личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования личностных особенностей (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) по методике Айзенка подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 3. Рис. 3. Средне-групповые значения свойств личности подростков с легкой степенью ...

Организация проведения исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
фонематический слух речевой паталогия Для проверки фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим нарушением речи мы использовали методику имитации и изменения кода языка. В основу методики были положены повторы слов (фонетических ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru