Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение

Страница 3

Количественные особенности эмоционального развития умственно отсталого школьника со средней степенью представлены его замедленным темпом, ограниченным, по сравнению с нормой, диапазоном переживаний, слабой эмоциональной выразительностью, сниженными способностями к восприятию и пониманию переживаний других людей, отклонениями в динамике эмоциональных проявлений.

Качественное своеобразие эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы 8-вида проявляется в снижении интеллектуальной регуляции, в нарушении их адекватности, в наличии особых, специфических закономерностей, определяющих развитие психики, и в том числе её эмоционального компонента.

При этом, также как и в норме, эмоциональная сфера школьника с данной умственной отсталостью выполняет важнейшие функции, связанные с отражением окружающего вида, а также с приспособлением к его постоянно изменяющимся условиям. Соответственно, коррекции нарушений эмоционального развития, в той или иной мере присущих всем учащимся школы 8 вида, должно уделяться особое внимание педагогов.

Важным положением, определяющим эффективность такой работы, является принцип комплексного психолого-педагогического воздействия на все структурные компоненты эмоциональной сферы и личности школьников.

Этот принцип обоснован в исследованиях Н.Л. Коломинского, Ж.И. Намазбаевой, В.Г. Петровой, В.Н. Синева, Ж.И. Шиф и других специалистов. Он опирается на представление о системном строении психики (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) и о междуфункциональном взаимодействии всех её компонентов.

Рассматривая умеренную умственную отсталость как тотальный дизонтогенез, отечественные специалисты утверждают, что эффективная коррекционная помощь таким детям предполагаю целостное, комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики в их системном единстве.

В соответствии с данным принципом в качестве средств коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся следует рассматривать практически все доступные им виды деятельности, а также формы и условия организации этой деятельности.

В нашем исследовании средство – это любое воздействие, способствующее достижению видов, состоящей в коррекции недостатков эмоциональной сферы учащихся с умеренной умственной отсталостью, в развитии всех её параметров, а также в актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с её аффективными компонентами.

Экспериментальная работа проводилась в течение 12 лет на базе специальной школы восьмого вида № 12г. Биробиджана и других коррекционных учреждений Европейской автономной области. В ней приняли участие не менее 500 учащихся, и не менее 100 работающих с ними педагогов. С целью совершенствования коррекционно-воспитательной работы школы восьмого вида мы использовали две группы средств: психолого-педагогические технологии прямого и косвенного воздействия на эмоциональное развитие школьников с умеренной умственной отсталостью. Под технологией понималась вся совокупность методов и приёмов коррекционно-развивающей работы, оптимальная последовательность их применения, а также рациональные условия, обеспечивающие получение значимого результата.

Технология прямого воздействия была представлена играми, упражнениями и тренингами, непосредственно направленными на развитие эмоциональной сферы учащихся, на исправление имеющих нарушений, а также на использование компенсаторных возможностей эмоционального начала.

Для участия в играх и тренинговых занятиях школьники объединялись в группы по 5-10 человек, как правило, в пределах одного, реже двух параллельных классов. При формировании таких групп учитывались личные предпочтения учащихся, а также особенности их эмоционального развития.

Упражнения выполнялись в индивидуальной форме под контролем экспериментатора.

Комплекты игр, упражнений и тренингов, направленных на решение конкретных коррекционно-развивающих задач, составляли отдельные элементы психолого-педагогической технологии прямого воздействия, или техники. Каждая такая техника создавалась для учащихся определённого возраста и отрабатывалась с ними в течение, как минимум, учебного года. Нередко полное или частичное решение поставленной задачи требовало значительно большего времени. По ходу эксперимента задачи уточнялись, а в действующую технику вносились необходимые изменения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Формы заикания
Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе – петух или п-п-п – петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется кло ...

Понятие адаптации и адаптивности
“Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям с целью наилучшего восприятия стимулов внешней среды и предохранения от излишней перегрузки”. Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз, это явление носит назва ...

Формирующий эксперимент
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали и апробировали дидактические игры, направленные на формирование словаря детей раннего возраста. По каждой игре составили протокол. После проведения серии игр мы можем сказать что, наиболее хорошо дети справились с игрой «Кукла обедает» так как ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru