В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, то есть быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе (17, с.47).
Терминология науки о воспитании содержит немало расплывчатости, но педагогика по природе своего предмета вынуждена работать по принципу недостаточного основания (53, с.125), к многозначным основополагающим понятиям в ней относятся понятия «воспитание» и «образование». Они недостаточно отличимы друг от друга, однако включают аспекты, которые как прежде, так и сейчас остаются в употреблении. Хотя понятие «воспитание» является общепризнанным как всё объемлющее и научно обоснованное, как раз в аспекте умственной отсталости и непосредственно ассоциируемой с ней «обучаемостью» оказывается полезным и важным употреблять вместе с ним понятие «образование». При этом мы также принимаем во внимание подразумеваемую под этим школу как образовательное учреждение. Если для воспитания умственно отсталых детей восприимчивость к образованию важна как педагогическая составляющая, то в системе образования взрослых школе и образованию отводится центральная роль.
Кроме этих, скорее прагматических основ специальной педагогики, отчётливо вырисовывается важное измерение или инстанция воспитания, на которые в случае умственной отсталости мало обращают внимания, а именно самоопределение (самоорганизация) и саморефлексия при встрече с окружающим миром (49, с. 205). В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и другой), позволяющих адаптироваться в социальной среде.Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта (10).Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер (5,6).
Общие понятия о заданиях на дом по физическому воспитанию
Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний, умений и навыков в физических упражнениях. Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима и самостоятельная работа учащихс ...
Народные праздники, обряды, игры
Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, калам ...
Проблемы модернизации общего образования и пути их решения
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования. Однако на пути становления нового качества образования, необходимо разреши ...