Особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 1

Благодатной формой деятельности, способствующей развитию музыкальной выразительности исполнения школьников, являются занятия музыкой. Будучи отражением внутренней жизни человека, музыкальное искусство обогащает эмоциональный мир ребенка, концентрирует и усиливает его чувства и переживания. Музыка и сам процесс музыкального обучения обладает значительными резервами общего и музыкального развития детей.

Многие учителя музыки с тревогой отмечают низкий уровень духовной культуры современных школьников, справедливо полагая, что общение с музыкальным искусством может благотворно повлиять на становление нравственного облика ребенка, способно ввести детскую душу в мир общечеловеческих ценностей. В этой области наиболее перспективны, на наш взгляд, индивидуальные занятия в кружке инструментального исполнительства. Они непосредственно способствуют развитию музыкальной выразительности исполнения у учащихся. Данная форма музыкальной работы предполагает тесный межличностный контакт учителя и ученика и позволяет педагогу всесторонне учитывать индивидуальность каждого учащегося.

Индивидуальные занятия по обучению школьников игре на музыкальных инструментах являются формой кружковой работы. В основе кружков обучения игре на инструменте лежит индивидуальная форма работы учителя с учеником, которая создает благоприятные условия для овладения навыками игры на инструменте, активное воспитание музыкальных способностей, для воспитания музыкальных интересов и вкусов, расширения границ музыкального опыта.

Индивидуальные занятия являются эффективным средством приобщения детей к музыке. Такая форма дает возможность для непосредственного творческого контакта преподавателя и учащегося, что позволяет наиболее полно учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности школьника и активно воздействовать на воспитание его музыкального сознания. Обучение игре на инструменте доступно всем детям, независимо от их способностей. Задача учителя – уделять особое внимание их музыкальному, творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных методов работы: чтению с листа, импровизации, подбору по слуху. Эти виды деятельности стимулируют музыкальные интересы школьников, способствуют обогащению слухового опыта, расширяют их музыкальный кругозор.

Музыкально-педагогическая практика свидетельствует о том, что при обучении детей игре на музыкальном инструменте, преподаватели, как правило, концентрируют внимание на решении узко технологических задач и отшлифовке исполнительских навыков, тогда как развитию музыкальной выразительности исполнения придают гораздо меньше значения.

Индивидуальная форма занятий особенно перспективна для личностного воздействия педагога-музыканта, который имеет возможность наиболее полно учитывать индивидуальность каждого ребенка – особенности темперамента, характера, специфику перцептивных процессов, уровни способностей. Следовательно, с учетом индивидуальных особенностей ученика, его жизненного и музыкального опыта, интересов педагог подбирает соответствующие методы обучения, составляет репертуарный план, устанавливает и корректирует «темпы» разучивания репертуара, строит свои взаимоотношения с ребенком.

В кружок по обучению игре на фортепиано может прийти любой учащийся без предварительной подготовки, независимо от его музыкальных способностей и возраста. Однако начинать работу, по мнению большинства педагогов, желательно с детьми младшего школьного возраста. Занятия в кружке фортепиано проводятся обычно дважды в неделю по одному уроку.

В основе методики индивидуального обучения в кружке фортепиано лежит принцип «погружения», разработанный автором интенсивного курса фортепиано Т.И. Смирновой. По этой методике педагог сразу предоставляет обучаемому ребенку определенный объем музыкально-теоретической информации, который постепенно осваивается школьником в практической деятельности.

Педагог составляет индивидуальный план работы учащегося, который включает в себя полифонические произведения, сочинения крупной формы, пьесы различного характера, инструктивный материал – этюды, гаммы, упражнения. В отличие от преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств, руководитель кружка фортепиано не скован рамками типовой обязательной программы, ее нормами и требованиями и имеет возможность проявить большую свободу при подборе репертуара. Кроме того, в этом вопросе важно учитывать мнение и желания учащегося, его вкусы и предпочтения. По трудности произведения должны соответствовать степени подготовки учащихся. Разнообразный, тщательно продуманный репертуарный план создает предпосылки для успешного формирования исполнительской культуры школьника, воспитания музыкального вкуса.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru