Исполнительская реализация музыкальной выразительности

Страница 1

Фортепианные произведения композиторов, предназначенные для исполнения детьми, раскрывают область чувств и мыслей человека. Проникновение в эту область дается не всегда легко, просто и быстро. Внимание исполнителей и слушателей распыляется сложностью музыкального языка, пианистических приемов. Для того чтобы исполнение стало по-настоящему интересным, ярким, пианист обязан в полной мере выявить специфику музыки, характерные художественные черты фортепианного стиля.

Область музыкально-изобразительных средств занимает особое место, значительно превосходящее по своему значению общий удельный вес изобразительности в музыке. Через конкретные звуковые характеристики учащиеся постигают смысл музыкальной речи и более сложную для них область – музыкальное выражение. Акцент на свойства изобразительности музыки следует делать, приобщая ученика к более высокому уровню смыслового обобщения – отношению к изображаемому, выражению настроения. Можно определить два направления, дающие возможность сделать доступным пониманию ребенка содержание музыки: выражение характера (настроения человека, его впечатления от восприятия картин природы, характер и поведение животных) и изображение некоторых пространственно-звуковых характеристик окружающего мира.

Особое место занимает опыт построения учеником (совместно с педагогом) элементарной программы исполняемой пьесы, опираясь на название, стихотворный текст и др.

Обильный материал для развития эмоций, чувств учащихся – совместные с учителем прослушивания музыкальных записей, посещения концертов, исполнение музыкальных произведений педагогом. Для этого необходимо найти яркие, меткие характеристики различных явлений, изложенные в лаконичной форме, которые должны сохраниться в памяти ребенка и стать в дальнейшем ассоциативной базой для формирования следующих, более глубоких и сложных представлений о содержании музыки. Поэтому при анализе содержания репертуара ученика, необходимо использовать аналогии с впечатлениями, сложившимися у ребенка при прочтении книги, созерцания картин природы и т.д. Такой анализ опережает возможности школьников младших классов отразить осознанное в своей игре на инструменте.

В дальнейшем ученик приобретает навыки исполнения двух пластов звучания музыкальной ткани. Этому посвящается работа над слышанием, а затем и воспроизведение мелодии с выдержанным басом, двух мелодических линий. При этом развиваются навыки исполнения гармонических интервалов одной рукой. Для решения этой задачи необходимо:

культивирование раздельного слышания и интонирования на инструменте каждого пласта фактуры с закреплением естественных действий – градации опоры рук и степени активности пальцев в опорно-смысловых и проходящих моментов звучании мелодии в каждой линии;

формировать навык «настройки» созвучий при одновременном их исполнении двумя руками: ориентировать слуховой контроль учащихся на определенные необходимые соотношения звучания между мелодией и остинатным басом;

формировать навык «настройки» созвучий по вертикали при исполнении их одной рукой одновременно (необходима избирательная степень опоры рук и различная активность пальцев);

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Функциональный аспект особенности использования речи учащимися с умеренной умственной отсталостью как регулятора поведения
В параграфе говорится об особенностях речи детей с умеренной умственной отсталостью при гидроцефалии, шизофрении, ревматизме либо травмах головного мозга и эпилепсии. Более сложной для детей с умеренной умственной отсталостью оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщ ...

Методика изучения тепловых явлений
При изучении раздела «Тепловые явления» опираются на сведения из молекулярной физики, полученные учащимися в курсе физики 7 класса. Изложение материала всего раздела строится на использовании представлений о молекулярном строении вещества, но при этом широко используется и энергетический подход к о ...

Этнокультурная соотнесенность обучения и воспитания детей, приобщение их к истокам культуры своего народа
В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.) Каждый народ приносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru