Исполнительская реализация музыкальной выразительности

Страница 1

Фортепианные произведения композиторов, предназначенные для исполнения детьми, раскрывают область чувств и мыслей человека. Проникновение в эту область дается не всегда легко, просто и быстро. Внимание исполнителей и слушателей распыляется сложностью музыкального языка, пианистических приемов. Для того чтобы исполнение стало по-настоящему интересным, ярким, пианист обязан в полной мере выявить специфику музыки, характерные художественные черты фортепианного стиля.

Область музыкально-изобразительных средств занимает особое место, значительно превосходящее по своему значению общий удельный вес изобразительности в музыке. Через конкретные звуковые характеристики учащиеся постигают смысл музыкальной речи и более сложную для них область – музыкальное выражение. Акцент на свойства изобразительности музыки следует делать, приобщая ученика к более высокому уровню смыслового обобщения – отношению к изображаемому, выражению настроения. Можно определить два направления, дающие возможность сделать доступным пониманию ребенка содержание музыки: выражение характера (настроения человека, его впечатления от восприятия картин природы, характер и поведение животных) и изображение некоторых пространственно-звуковых характеристик окружающего мира.

Особое место занимает опыт построения учеником (совместно с педагогом) элементарной программы исполняемой пьесы, опираясь на название, стихотворный текст и др.

Обильный материал для развития эмоций, чувств учащихся – совместные с учителем прослушивания музыкальных записей, посещения концертов, исполнение музыкальных произведений педагогом. Для этого необходимо найти яркие, меткие характеристики различных явлений, изложенные в лаконичной форме, которые должны сохраниться в памяти ребенка и стать в дальнейшем ассоциативной базой для формирования следующих, более глубоких и сложных представлений о содержании музыки. Поэтому при анализе содержания репертуара ученика, необходимо использовать аналогии с впечатлениями, сложившимися у ребенка при прочтении книги, созерцания картин природы и т.д. Такой анализ опережает возможности школьников младших классов отразить осознанное в своей игре на инструменте.

В дальнейшем ученик приобретает навыки исполнения двух пластов звучания музыкальной ткани. Этому посвящается работа над слышанием, а затем и воспроизведение мелодии с выдержанным басом, двух мелодических линий. При этом развиваются навыки исполнения гармонических интервалов одной рукой. Для решения этой задачи необходимо:

культивирование раздельного слышания и интонирования на инструменте каждого пласта фактуры с закреплением естественных действий – градации опоры рук и степени активности пальцев в опорно-смысловых и проходящих моментов звучании мелодии в каждой линии;

формировать навык «настройки» созвучий при одновременном их исполнении двумя руками: ориентировать слуховой контроль учащихся на определенные необходимые соотношения звучания между мелодией и остинатным басом;

формировать навык «настройки» созвучий по вертикали при исполнении их одной рукой одновременно (необходима избирательная степень опоры рук и различная активность пальцев);

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение иностранного языка в целом и английского языка, в частности, на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: • Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной): речевая ком ...

Система обучения
Школа и господствующие в ней системы обучения критикуются с давних пор, однако особенно острой эта критика становится в конце XX в. на пороге нового тысячелетия. В значительной степени она обусловлена возрастающим разрывом между быстро изменяющейся под влиянием научно-технического прогресса обществ ...

Понятие воспитания
Воспитание (в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широко и многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудах ученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982, с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1. С. ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru