На заключительном этапе эксперимента для проверки уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников после формирующего этапа мы провели контрольный срез, на котором учащиеся должны были, как и на констатирующем этапе выполнить три задания.
Контрольный этап эксперимента был организован и проведен в период с 23 по 27 апреля 2007 года.
Повторная диагностика проводилась по тем же параметрам, что и на контрольном этапе эксперимента:
• Личностная сопричастность учащегося к содержанию исполняемого произведения.
• Словесная интерпретация образного содержания музыки.
• Адекватность и яркость образно-ассоциативных представлений при восприятии музыкального произведения.
Результаты оценивались, как и на констатирующем этапе по трехбалльной шкале и по той же шкале оценок, по результатам выполнения всех заданий для каждого ребенка рассчитывался средний балл.
Задание № 1.
Как и на констатирующем этапе, учащийся должен был исполнить любое произведение из пройденного репертуара, но отличное от того, которое он исполнял в первый раз. Особое внимание при этом мы также обращали на использование детьми различных регистров, тембров, динамических оттенков, штрихов. А так же наблюдали за различными психологическими показателями – мимикой, пантомимикой ребенка.
После исполнения с учащимся проводилась индивидуальная беседа по тем же вопросам.
Задание № 2.
Здесь учащимся было предложено также дать словесное описание прослушанным музыкальным произведениям – выразить характер, образное содержание, эмоциональное настроение, чувства, заложенные композитором. Какими музыкально-выразительными средствами это достигается. Для прослушивания на данном этапе эксперимента были предложены следующие сочинения: Э. Григ. «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» и М.И. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальный материал звучал в магнитофонной записи.
После прослушивания произведений учащимся было предложено ответить на те же вопросы.
Задание № 3.
Как и на констатирующем этапе учащимся было предложено прослушать музыкальные произведения и выразить их художественный образ, содержание, эмоциональное настроение с помощью музыкально-двигательных движений (пластическое интонирование). Для прослушивания были даны следующие контрастные произведения: Э. Григ. «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» и А. Бородин. Ноктюрн из Второго струнного квартета.
Результаты выполнения учащимися заданий зафиксированы в Протоколе 2.
Протокол 2 Результаты диагностики уровня развития музыкальной выразительности исполнения у школьников на заключительном этапе эксперимента
№ п/п |
Учащиеся |
№ задания |
Средний балл | ||
1 |
2 |
3 | |||
1. |
Алена Ш. |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
2. |
Лола У. |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
3. |
Вика Р. |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
4. |
Ксюша В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Паша Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Лиза М. |
1 |
3 |
2 |
2 |
7. |
Рома В. |
2 |
2 |
1 |
1,6 |
8. |
Юля М. |
1 |
3 |
2 |
2 |
9. |
Оля Н. |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
10. |
Алеша С. |
1 |
2 |
2 |
1,6 |
Особенности профильного
обучения в средних общеобразовательных учреждениях
В русле модернизации образования в новых программах по ИЯ вводится предпрофильная подготовка в девятых классах и профильное обучение в десятых-одиннадцатых классах средней школы. Целью профильного обучения является углубленная подготовка старшеклассников к постоянно усложняющимся требованиям соврем ...
Адаптивные возможности образования
“Важнейшей задачей допрофессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использова ...
Значение ранней диагностики нарушения чтения в общеобразовательной школе
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...