На заключительном этапе эксперимента для проверки уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников после формирующего этапа мы провели контрольный срез, на котором учащиеся должны были, как и на констатирующем этапе выполнить три задания.
Контрольный этап эксперимента был организован и проведен в период с 23 по 27 апреля 2007 года.
Повторная диагностика проводилась по тем же параметрам, что и на контрольном этапе эксперимента:
• Личностная сопричастность учащегося к содержанию исполняемого произведения.
• Словесная интерпретация образного содержания музыки.
• Адекватность и яркость образно-ассоциативных представлений при восприятии музыкального произведения.
Результаты оценивались, как и на констатирующем этапе по трехбалльной шкале и по той же шкале оценок, по результатам выполнения всех заданий для каждого ребенка рассчитывался средний балл.
Задание № 1.
Как и на констатирующем этапе, учащийся должен был исполнить любое произведение из пройденного репертуара, но отличное от того, которое он исполнял в первый раз. Особое внимание при этом мы также обращали на использование детьми различных регистров, тембров, динамических оттенков, штрихов. А так же наблюдали за различными психологическими показателями – мимикой, пантомимикой ребенка.
После исполнения с учащимся проводилась индивидуальная беседа по тем же вопросам.
Задание № 2.
Здесь учащимся было предложено также дать словесное описание прослушанным музыкальным произведениям – выразить характер, образное содержание, эмоциональное настроение, чувства, заложенные композитором. Какими музыкально-выразительными средствами это достигается. Для прослушивания на данном этапе эксперимента были предложены следующие сочинения: Э. Григ. «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» и М.И. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальный материал звучал в магнитофонной записи.
После прослушивания произведений учащимся было предложено ответить на те же вопросы.
Задание № 3.
Как и на констатирующем этапе учащимся было предложено прослушать музыкальные произведения и выразить их художественный образ, содержание, эмоциональное настроение с помощью музыкально-двигательных движений (пластическое интонирование). Для прослушивания были даны следующие контрастные произведения: Э. Григ. «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» и А. Бородин. Ноктюрн из Второго струнного квартета.
Результаты выполнения учащимися заданий зафиксированы в Протоколе 2.
Протокол 2 Результаты диагностики уровня развития музыкальной выразительности исполнения у школьников на заключительном этапе эксперимента
№ п/п |
Учащиеся |
№ задания |
Средний балл | ||
1 |
2 |
3 | |||
1. |
Алена Ш. |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
2. |
Лола У. |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
3. |
Вика Р. |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
4. |
Ксюша В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Паша Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Лиза М. |
1 |
3 |
2 |
2 |
7. |
Рома В. |
2 |
2 |
1 |
1,6 |
8. |
Юля М. |
1 |
3 |
2 |
2 |
9. |
Оля Н. |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
10. |
Алеша С. |
1 |
2 |
2 |
1,6 |
Использование видеоматериалов для подготовки специалистов нового типа
За последнее десятилетие немало было сказано об изменении концепции образования, разработке инновационных методик преподавания, применении новых технологий в процессе обучения. В настоящее время перед преподавателями открыты широкие возможности для обучения теоретическим и практическим дисциплинам ...
Интеграционные процессы в химии и экологии
Рассмотрение экологических вопросов требует, наряду с традиционными биологическими, географическими, социальными и другими аспектами, химического подхода. В основе процессов жизнедеятельности, как и в основе изменения химического состава окружающей среды, лежит превращение веществ. Для описания эко ...
Педагогические технологии: понятие, качества, научные
основы
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции (Г.К. Селевко): технология может пониматься как средство, как способ, как научное направление, как многомерное понятие. В настоящее время в зарубежной и ...