Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»

Страница 1

Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства. Основным из этих законов является тот, что любое искусство есть воплощенное в художественных образах отражение объективной действительности сознанием общественного человека.

Художественный образ вообще и музыкальный образ в частности – явление чрезвычайно сложное, оказывающееся итогом деятельности самых различных воспринимающих, осмысляющих и творческих способностей человека.

Одно из важнейших качеств музыки – ее выразительность.

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это и ладогармонический склад, и тембр, динамика, метроритм, темп. Все это передает настроение, основную мысль музыкального произведения, вызывает ассоциации с жизненными явлениями, переживаниями человека.

Каково содержание понятий «выразительность», «выразительное»?

Обратившись к психической, душевной жизни человека, мы увидим, что все непосредственно связано с деятельностью и проявляющееся внешне, можно без всяких оговорок назвать выразительным. Так, скажем, лицо человека яснее и глубже всего отражает душевную жизнь его обладателя. Поэтому мы говорим, так или иначе, о выразительности человеческого лица или его частей – глаз, рта, носа, бровей. Голос человека наиболее глубоко и отчетливо отражает человеческие эмоции, темперамент, характер. Поэтому мы не менее часто говорим о выразительности человеческого голоса.

Человеку широко присущи и другие факторы выразительности. Некоторые из них связаны, например, с руками и ногами. Мы говорим, поэтому, о выразительности жеста или о выразительности походки. Сила, глубина выразительности увеличиваются или уменьшаются пропорционально ее способности отражать содержание психической жизни человека.

Понятие «выразительное» неоднозначно в своем употреблении. Так, в словаре русского языка данное понятие определяется как «хорошо выражающее что-нибудь, яркое по своим свойствам, внешнему виду. Выражение – внешний вид, отражающий внутреннее состояние» Понятие «выразительное» может заменяться понятием «выразительность» . В словаре по психологии понятие «выразительность» - это латинское слово «экспрессия» (от латинского expressio - выражение) – выразительность; сила проявления чувств, переживаний . Экспрессивные реакции, т.е. выразительность, являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

Б.М. Теплов под «выразительностью» понимал «способность выражать мысли, чувства, настроения» . Л.С. Рубинштейн определял «выразительность» как «переход внутренних динамических качеств, присущих данному предмету или явлению, во внешние – именно переход, процесс перехода, а не завершенность его» .

Необходимо также рассмотреть и такое понятие как «исполнение» или «исполнение на фортепиано». Данные понятия, а так же понятия «исполнительская деятельность», «музыкальное исполнение», «исполнительство» являются синонимами. В Советском энциклопедическом словаре термин «музыкальное исполнение» трактуется как «творческий процесс воссоздания музыкального произведения различными исполнительскими средствами, художественное истолкование (интерпретация) музыкального сочинения (большей частью на основе нотной записи). Связано с индивидуальными особенностями и техническими возможностями исполнителя, которые проявляются в динамике, темповых отклонениях, артикуляции, фразировке, различных способах звукоизвлечения. В исполнительских школах, стилях, направлениях отражаются исторические, социальные и национальные черты, художественные вкусы эпохи» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Методические рекомендации по коррекции развития двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Для того чтобы разработать методические рекомендации по развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, необходимо знать факторы, влияющие на продуктивность двигательного запоминания детей данной категории. Эти факторы могут быть субъективными (предшествующий ...

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организу ...

Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала народных сказок
Рассмотрим классификацию сказок. Она с некоторыми вариантами присуща сказкам всех народов. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человечес ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru