Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»

Страница 1

Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства. Основным из этих законов является тот, что любое искусство есть воплощенное в художественных образах отражение объективной действительности сознанием общественного человека.

Художественный образ вообще и музыкальный образ в частности – явление чрезвычайно сложное, оказывающееся итогом деятельности самых различных воспринимающих, осмысляющих и творческих способностей человека.

Одно из важнейших качеств музыки – ее выразительность.

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это и ладогармонический склад, и тембр, динамика, метроритм, темп. Все это передает настроение, основную мысль музыкального произведения, вызывает ассоциации с жизненными явлениями, переживаниями человека.

Каково содержание понятий «выразительность», «выразительное»?

Обратившись к психической, душевной жизни человека, мы увидим, что все непосредственно связано с деятельностью и проявляющееся внешне, можно без всяких оговорок назвать выразительным. Так, скажем, лицо человека яснее и глубже всего отражает душевную жизнь его обладателя. Поэтому мы говорим, так или иначе, о выразительности человеческого лица или его частей – глаз, рта, носа, бровей. Голос человека наиболее глубоко и отчетливо отражает человеческие эмоции, темперамент, характер. Поэтому мы не менее часто говорим о выразительности человеческого голоса.

Человеку широко присущи и другие факторы выразительности. Некоторые из них связаны, например, с руками и ногами. Мы говорим, поэтому, о выразительности жеста или о выразительности походки. Сила, глубина выразительности увеличиваются или уменьшаются пропорционально ее способности отражать содержание психической жизни человека.

Понятие «выразительное» неоднозначно в своем употреблении. Так, в словаре русского языка данное понятие определяется как «хорошо выражающее что-нибудь, яркое по своим свойствам, внешнему виду. Выражение – внешний вид, отражающий внутреннее состояние» Понятие «выразительное» может заменяться понятием «выразительность» . В словаре по психологии понятие «выразительность» - это латинское слово «экспрессия» (от латинского expressio - выражение) – выразительность; сила проявления чувств, переживаний . Экспрессивные реакции, т.е. выразительность, являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

Б.М. Теплов под «выразительностью» понимал «способность выражать мысли, чувства, настроения» . Л.С. Рубинштейн определял «выразительность» как «переход внутренних динамических качеств, присущих данному предмету или явлению, во внешние – именно переход, процесс перехода, а не завершенность его» .

Необходимо также рассмотреть и такое понятие как «исполнение» или «исполнение на фортепиано». Данные понятия, а так же понятия «исполнительская деятельность», «музыкальное исполнение», «исполнительство» являются синонимами. В Советском энциклопедическом словаре термин «музыкальное исполнение» трактуется как «творческий процесс воссоздания музыкального произведения различными исполнительскими средствами, художественное истолкование (интерпретация) музыкального сочинения (большей частью на основе нотной записи). Связано с индивидуальными особенностями и техническими возможностями исполнителя, которые проявляются в динамике, темповых отклонениях, артикуляции, фразировке, различных способах звукоизвлечения. В исполнительских школах, стилях, направлениях отражаются исторические, социальные и национальные черты, художественные вкусы эпохи» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
1. Изучение лексики. При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонст ...

Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...

Проблемы коммуникативной сферы учащихся коррекционных образовательных учреждениях VIII вида
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким круг ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru