Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.
Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов так или иначе затрагивает проблему общения лиц с интеллектуальной недостаточностью, в специальной литературе практически не рассматриваются вопросы, связанные с общением умственно отсталых младших школьников, хотя именно этот возраст дает возможность полноценному развитию коммуникативных умений.
Но, не смотря на актуальность этого вопроса, специалисты особенно не стремятся его решать. Об этом свидетельствует и небольшое количество разработок в этой области.
Проблемой развития коммуникативных умений занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Сильвестру, М.И. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.
Проблемами формирования навыков общения и коммуникативных барьеров у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина. Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.
Однако особенности коммуникативной сферы у детей с умственной отсталостью в младшем подростковом возрасте изучены не достаточно тщательно.
Объект исследования:
дети с легкой степенью умственной отсталости, обучающиеся по программе школы VIII вида.
Предмет исследования:
коммуникативные барьеры в сфере общения и личностные качества детей с легкой степенью умственной отсталости
Цель исследования:
изучение особенностей коммуникативных барьеров детей, обучающихся в школе VIII вида.
Задачи исследования:
1) изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2) изучение уровня школьной тревожности детей с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся сверстников;
3) определение личностных особенностей детей с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся сверстников;
4) изучение уровня агрессии детей с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся сверстников;
5) выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза:
у детей с легкой степенью умственной отсталости в сфере общения коммуникативными барьерами выступают низкая сопротивляемость стрессу, высокий уровень физической агрессии и нервно-психическая неустойчивость.
Характеристика малокомплектной школы – МОУ
«Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской
области
Свою историю МОУ "Ждановская основная общеобразовательная школа" ведёт с 1927 года, когда она начала действовать как начальная школа. Затем, в 1932 году, был открыт 5 класс, и из неприспособленных помещений она была переведена в новое, построенное здание волостного исполкома, в котором пр ...
Воспитание сложных детей
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи: 1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: 2. «Как надо осуществлять воспитание?» Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и суб ...
Организация проведения исследования фонематического слуха у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
фонематический слух речевой паталогия Для проверки фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим нарушением речи мы использовали методику имитации и изменения кода языка. В основу методики были положены повторы слов (фонетических ...