Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости

Новое образование » Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений.

Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов так или иначе затрагивает проблему общения лиц с интеллектуальной недостаточностью, в специальной литературе практически не рассматриваются вопросы, связанные с общением умственно отсталых младших школьников, хотя именно этот возраст дает возможность полноценному развитию коммуникативных умений.

Но, не смотря на актуальность этого вопроса, специалисты особенно не стремятся его решать. Об этом свидетельствует и небольшое количество разработок в этой области.

Проблемой развития коммуникативных умений занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Сильвестру, М.И. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.

Проблемами формирования навыков общения и коммуникативных барьеров у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина. Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.

Однако особенности коммуникативной сферы у детей с умственной отсталостью в младшем подростковом возрасте изучены не достаточно тщательно.

Объект исследования:

дети с легкой степенью умственной отсталости, обучающиеся по программе школы VIII вида.

Предмет исследования:

коммуникативные барьеры в сфере общения и личностные качества детей с легкой степенью умственной отсталости

Цель исследования:

изучение особенностей коммуникативных барьеров детей, обучающихся в школе VIII вида.

Задачи исследования:

1) изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

2) изучение уровня школьной тревожности детей с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся сверстников;

3) определение личностных особенностей детей с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся сверстников;

4) изучение уровня агрессии детей с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся сверстников;

5) выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Гипотеза:

у детей с легкой степенью умственной отсталости в сфере общения коммуникативными барьерами выступают низкая сопротивляемость стрессу, высокий уровень физической агрессии и нервно-психическая неустойчивость.

Новые статьи:

Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Формирующий этап педагогического эксперимента был проведен с 22 января по 20 апреля 2007 года. Главная задача данного этапа – поиск методов, способствующих развитию музыкальной выразительности исполнения у учащихся. А также необходимо уделять внимание на обогащение, пополнение музыкально-теоретичес ...

Понятие фонематического слуха
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. (Фонематический слух близок по значению фонематического восприятия). [1, Грушевская М.С. М., 2006] Фонематическое восприятие – спе ...

Направления коррекционно-профилактической работы
Проведение констатирующего эксперимента позволило выявить детей, предрасположенных к нарушениям процесса чтения, а также выявить своеобразие их речевого развития и ряда функций неречевого характера. С учетом полученных данных были определены направления коррекционно-профилактической работы. Необход ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru