Методы и методики исследования

Следуя гипотезе нашего исследования, мы применили психодиагностические методы и методики, использовали стандартные приемы статистической обработки данных и приемы качественного анализа (дифференциацию, типологию, описание). Были использованы следующие методы:

1. биографический;

2. математическая статистика: t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона.

В группу экспериментально-психологических методик вошли:

1. Тест школьной тревожности Филипса;

2. Опросник диагностики состояния агрессии А. Басс, А. Дарки;

3. Личностный опросник Г. Айзенка

Методика диагностики уровня школьной тревожности

· Автор

Филипс

· Источник описания

Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., Речь, 2002 г.

· Назначение

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характере тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживания социального стресса.

3. Фрустрация потребности в достижении успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями.

Личностный опросник (детский вариант)

· Автор – Г. Айзенк

· Источник описания – Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Марцинковская Д.Т., Гардарики, 2003 г.

· Назначение – Тест направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка – интравертность-экстравертность, нейротизм и лживость. Состоит из 60 вопросов, на которые обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Примеры утверждений:

11. Ты веселый человек?

26. Обидчив ли ты?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

Тест эмоций

· Автор

– Басса-Дарки. Модификация Г.В. Резапкина.

· Источник описания – Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006 г.

· Назначение – Диагностика различных форм агрессивного поведения. Состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Примеры утверждений:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому;

15. Я часто бываю, не согласен с людьми;

48. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-либо;

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, но не стану спорить.

Создавая свой опросник, А. Басс и А. Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себе шкалы 1, 3, 7.

Новые статьи:

Развитие речи ребенка на четвертом году жизни
К концу 4-го года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-200 слов. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки ...

Методы оказания психологической помощи при выборе профессии
Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видо ...

Понятие аграмматической формы дисграфии
У детей дисграфия часто бывает связана с различными нарушениями речи: дислалией, дизартрией, алалией – и выражается в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи. Письменная ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru