Методы и методики исследования

Следуя гипотезе нашего исследования, мы применили психодиагностические методы и методики, использовали стандартные приемы статистической обработки данных и приемы качественного анализа (дифференциацию, типологию, описание). Были использованы следующие методы:

1. биографический;

2. математическая статистика: t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона.

В группу экспериментально-психологических методик вошли:

1. Тест школьной тревожности Филипса;

2. Опросник диагностики состояния агрессии А. Басс, А. Дарки;

3. Личностный опросник Г. Айзенка

Методика диагностики уровня школьной тревожности

· Автор

Филипс

· Источник описания

Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., Речь, 2002 г.

· Назначение

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характере тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживания социального стресса.

3. Фрустрация потребности в достижении успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями.

Личностный опросник (детский вариант)

· Автор – Г. Айзенк

· Источник описания – Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Марцинковская Д.Т., Гардарики, 2003 г.

· Назначение – Тест направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка – интравертность-экстравертность, нейротизм и лживость. Состоит из 60 вопросов, на которые обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Примеры утверждений:

11. Ты веселый человек?

26. Обидчив ли ты?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

Тест эмоций

· Автор

– Басса-Дарки. Модификация Г.В. Резапкина.

· Источник описания – Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006 г.

· Назначение – Диагностика различных форм агрессивного поведения. Состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Примеры утверждений:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому;

15. Я часто бываю, не согласен с людьми;

48. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-либо;

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, но не стану спорить.

Создавая свой опросник, А. Басс и А. Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себе шкалы 1, 3, 7.

Новые статьи:

Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате
Диагностико-экспериментальная часть нашей работы была проведена в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 3. Респондентами стали 2 класса – 4 и 5, дети в возрасте 10 и 11 лет. Для диагностики социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната применялись следующие методы иссле ...

Школа – территория здоровья
Большие возможности в формировании ЗОЖ имеются у школы. В содержании учебного процесса предусмотрено ряд дисциплин: валеология, ОБЖ, физическая культура, а также в ходе внеклассной работы используются различные формы и методы по формированию ЗОЖ школьников. Среди них можно назвать такие, как классн ...

Игры и упражнения для детей с гиперподвижным поведением
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru