Методы и методики исследования

Следуя гипотезе нашего исследования, мы применили психодиагностические методы и методики, использовали стандартные приемы статистической обработки данных и приемы качественного анализа (дифференциацию, типологию, описание). Были использованы следующие методы:

1. биографический;

2. математическая статистика: t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона.

В группу экспериментально-психологических методик вошли:

1. Тест школьной тревожности Филипса;

2. Опросник диагностики состояния агрессии А. Басс, А. Дарки;

3. Личностный опросник Г. Айзенка

Методика диагностики уровня школьной тревожности

· Автор

Филипс

· Источник описания

Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., Речь, 2002 г.

· Назначение

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характере тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживания социального стресса.

3. Фрустрация потребности в достижении успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями.

Личностный опросник (детский вариант)

· Автор – Г. Айзенк

· Источник описания – Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Марцинковская Д.Т., Гардарики, 2003 г.

· Назначение – Тест направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка – интравертность-экстравертность, нейротизм и лживость. Состоит из 60 вопросов, на которые обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Примеры утверждений:

11. Ты веселый человек?

26. Обидчив ли ты?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

Тест эмоций

· Автор

– Басса-Дарки. Модификация Г.В. Резапкина.

· Источник описания – Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006 г.

· Назначение – Диагностика различных форм агрессивного поведения. Состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Примеры утверждений:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому;

15. Я часто бываю, не согласен с людьми;

48. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-либо;

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, но не стану спорить.

Создавая свой опросник, А. Басс и А. Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себе шкалы 1, 3, 7.

Новые статьи:

Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...

Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальная адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с таким понятием как «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим обра ...

Классификация современных информационных технологий
Существующие в настоящее время ИТ классифицируются по различным признакам. ИТ, в частности, различаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии. любая классификация в известной мере условна, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и другие ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru