Выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости

Новое образование » Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости » Выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости

Страница 1

С целью определения связи между показателями

общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены ниже в виде корреляционных плеяд.

В группе подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлена отрицательная связь средней силы (r =-0,35) между показателем физической агрессии и уровнем сопротивляемости стрессу (рис. 4). Это говорит о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых в общении преобладает физическая агрессия, наблюдается низкая сопротивляемость стрессу, эмоциональное состояние данных подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, фрустрирующим.

Также в экспериментальной группе выявлены взаимосвязи между показателем нейротизма, показателем тревожности (прямая связь средней силы r =0,44), обидчивостью (прямая связь средней силы r =0,47), фрустрацией (прямая связь средней силы r =0,52), негативизмом (r =0,40), страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (r =0,39) (прямые связи средней силы) (рис. 5). Обнаружены обратные связи средней силы между показателем «проблемы с учителями» и уровнем словесной агрессии (r =-0,38), негативизмом (r =-0,37) и раздражительностью (r =-0,44). Это свидетельствует о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых отмечается высокий уровень нервно-психической неустойчивости, тревожны, подозрительны, обидчивы, фрустрированы, у них прослеживается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и негативизм в коммуникативной сфере. В общении с учителями такие подростки склонны к раздражительности и словесной агрессии.

В группе подростков с сохранным интеллектом обнаружены обратные связи средней силы между показателем «экстраверсия» и показателем «раздражительность» (r =-6,5905 Е-17), показателем «словесная агрессия» (r =-0,67), а также уровнем сопротивляемости стрессу (r =-0,38) (рис. 6). Это свидетельствует о том, что у подростков с сохранным интеллектом, не испытывающих трудностей в коммуникативной сфере, не прослеживаются раздражительности и словесной агрессии в общении, у них отмечается высокая сопротивляемость стрессу.

Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Данное исследование было предпринято с целью изучения особенностей коммуникативных барьеров детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в школе VIII вида.

Гипотеза нашего исследования звучала, что у детей с легкой степенью умственной отсталости в сфере общения коммуникативными барьерами выступают низкая сопротивляемость стрессу, высокий уровень физической агрессии и нервно-психическая неустойчивость.

Для исследования уровня тревожности была проведена методика Филлипса, которая показала, что у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости отмечается тенденция к более низкому уровню школьной тревожности в сравнении с контрольной группой, что характеризует их как, самоуверенных, беспечных, нечувствительных к одобрению или порицанию. Младшие подростки с легкой степенью умственной могут быть бездумными, излишне самонадеянными, что является барьером в коммуникативной сфере.

Изучение агрессии у подростков с легкой степенью умственно отсталости, проведенное по методике Басса-Дарки, показало, что они в ситуациях конфликта, прежде всего, пользуются физической силой, направленной непосредственно на другого человека или группу лиц, у них менее всего выражена косвенная агрессия. Это может говорить о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости не умеют проявлять свои враждебные реакции окольным путем в сфере общения.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...

Социо-культурные факторы воздействия на человека как средство воспитания
Воспитание можно рассматривать как воздействие различных социокультурных факторов на становление личности. Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для "вхождения" в Культуру ...

Анализ литературы содержания дидактических игр по формированию словаря детей раннего возраста
В книге Бондаренко А.К., рассказаны основные функции, основные виды и структура дидактических игр; показана возможность использования дидактической игры в различных её функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей разв ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru