С целью определения связи между показателями
общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены ниже в виде корреляционных плеяд.
В группе подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлена отрицательная связь средней силы (r =-0,35) между показателем физической агрессии и уровнем сопротивляемости стрессу (рис. 4). Это говорит о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых в общении преобладает физическая агрессия, наблюдается низкая сопротивляемость стрессу, эмоциональное состояние данных подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, фрустрирующим.
Также в экспериментальной группе выявлены взаимосвязи между показателем нейротизма, показателем тревожности (прямая связь средней силы r =0,44), обидчивостью (прямая связь средней силы r =0,47), фрустрацией (прямая связь средней силы r =0,52), негативизмом (r =0,40), страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (r =0,39) (прямые связи средней силы) (рис. 5). Обнаружены обратные связи средней силы между показателем «проблемы с учителями» и уровнем словесной агрессии (r =-0,38), негативизмом (r =-0,37) и раздражительностью (r =-0,44). Это свидетельствует о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых отмечается высокий уровень нервно-психической неустойчивости, тревожны, подозрительны, обидчивы, фрустрированы, у них прослеживается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и негативизм в коммуникативной сфере. В общении с учителями такие подростки склонны к раздражительности и словесной агрессии.
В группе подростков с сохранным интеллектом обнаружены обратные связи средней силы между показателем «экстраверсия» и показателем «раздражительность» (r =-6,5905 Е-17), показателем «словесная агрессия» (r =-0,67), а также уровнем сопротивляемости стрессу (r =-0,38) (рис. 6). Это свидетельствует о том, что у подростков с сохранным интеллектом, не испытывающих трудностей в коммуникативной сфере, не прослеживаются раздражительности и словесной агрессии в общении, у них отмечается высокая сопротивляемость стрессу.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.
Данное исследование было предпринято с целью изучения особенностей коммуникативных барьеров детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в школе VIII вида.
Гипотеза нашего исследования звучала, что у детей с легкой степенью умственной отсталости в сфере общения коммуникативными барьерами выступают низкая сопротивляемость стрессу, высокий уровень физической агрессии и нервно-психическая неустойчивость.
Для исследования уровня тревожности была проведена методика Филлипса, которая показала, что у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости отмечается тенденция к более низкому уровню школьной тревожности в сравнении с контрольной группой, что характеризует их как, самоуверенных, беспечных, нечувствительных к одобрению или порицанию. Младшие подростки с легкой степенью умственной могут быть бездумными, излишне самонадеянными, что является барьером в коммуникативной сфере.
Изучение агрессии у подростков с легкой степенью умственно отсталости, проведенное по методике Басса-Дарки, показало, что они в ситуациях конфликта, прежде всего, пользуются физической силой, направленной непосредственно на другого человека или группу лиц, у них менее всего выражена косвенная агрессия. Это может говорить о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости не умеют проявлять свои враждебные реакции окольным путем в сфере общения.
Особенности профильного
обучения в средних общеобразовательных учреждениях
В русле модернизации образования в новых программах по ИЯ вводится предпрофильная подготовка в девятых классах и профильное обучение в десятых-одиннадцатых классах средней школы. Целью профильного обучения является углубленная подготовка старшеклассников к постоянно усложняющимся требованиям соврем ...
Распределение зарядов в объеме
Существенным параметром, определяющим качество электрета, является распределение зарядов по объему электрета, перпендикулярно плоскости поверхности. Простейшим способом измерения распределения зарядов в объеме является метод последовательного срезания поверхностных слоев при низких температурах, чт ...
Анализ имеющихся ИКТ для знакомства дошкольников с цветом
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информац ...