Выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости

Новое образование » Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости » Выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости

Страница 1

С целью определения связи между показателями

общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены ниже в виде корреляционных плеяд.

В группе подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлена отрицательная связь средней силы (r =-0,35) между показателем физической агрессии и уровнем сопротивляемости стрессу (рис. 4). Это говорит о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых в общении преобладает физическая агрессия, наблюдается низкая сопротивляемость стрессу, эмоциональное состояние данных подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, фрустрирующим.

Также в экспериментальной группе выявлены взаимосвязи между показателем нейротизма, показателем тревожности (прямая связь средней силы r =0,44), обидчивостью (прямая связь средней силы r =0,47), фрустрацией (прямая связь средней силы r =0,52), негативизмом (r =0,40), страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (r =0,39) (прямые связи средней силы) (рис. 5). Обнаружены обратные связи средней силы между показателем «проблемы с учителями» и уровнем словесной агрессии (r =-0,38), негативизмом (r =-0,37) и раздражительностью (r =-0,44). Это свидетельствует о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости, у которых отмечается высокий уровень нервно-психической неустойчивости, тревожны, подозрительны, обидчивы, фрустрированы, у них прослеживается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и негативизм в коммуникативной сфере. В общении с учителями такие подростки склонны к раздражительности и словесной агрессии.

В группе подростков с сохранным интеллектом обнаружены обратные связи средней силы между показателем «экстраверсия» и показателем «раздражительность» (r =-6,5905 Е-17), показателем «словесная агрессия» (r =-0,67), а также уровнем сопротивляемости стрессу (r =-0,38) (рис. 6). Это свидетельствует о том, что у подростков с сохранным интеллектом, не испытывающих трудностей в коммуникативной сфере, не прослеживаются раздражительности и словесной агрессии в общении, у них отмечается высокая сопротивляемость стрессу.

Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Данное исследование было предпринято с целью изучения особенностей коммуникативных барьеров детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в школе VIII вида.

Гипотеза нашего исследования звучала, что у детей с легкой степенью умственной отсталости в сфере общения коммуникативными барьерами выступают низкая сопротивляемость стрессу, высокий уровень физической агрессии и нервно-психическая неустойчивость.

Для исследования уровня тревожности была проведена методика Филлипса, которая показала, что у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости отмечается тенденция к более низкому уровню школьной тревожности в сравнении с контрольной группой, что характеризует их как, самоуверенных, беспечных, нечувствительных к одобрению или порицанию. Младшие подростки с легкой степенью умственной могут быть бездумными, излишне самонадеянными, что является барьером в коммуникативной сфере.

Изучение агрессии у подростков с легкой степенью умственно отсталости, проведенное по методике Басса-Дарки, показало, что они в ситуациях конфликта, прежде всего, пользуются физической силой, направленной непосредственно на другого человека или группу лиц, у них менее всего выражена косвенная агрессия. Это может говорить о том, что подростки с легкой степенью умственной отсталости не умеют проявлять свои враждебные реакции окольным путем в сфере общения.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Сущность и формы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг». Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной подде ...

Описание предметных линий в диагностических материалах
На основании имеющейся у нас модели математической деятельности были выделены 4 основные вида математической деятельности, и, соответственно, 4 содержательные линии, положенные в основание диагностики мышления и понимания: моделирование, построение доказательных рассуждений, формулирование (констру ...

Нравственые воззрения и нравственное воспитание
В качестве заключения считаю необходимым обратиться к вопросам выработки у ребенка нравственных воззрений. В связи с возрастающей ролью географических исследований в решении практических задач, связанных с социальной и территориальной организацией общества, а также с экологическими проблемами, все ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru