Результаты исследования личностных особенностей (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) по методике Айзенка подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 3.
Рис. 3. Средне-групповые значения свойств личности подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без нарушения интеллекта
На рисунке 3 можно отметить то, что у выборки по параметру Интро/экстраверсия средние показатели практически одинаковы и превышают среднее значение (средний показатель по шкале Интро/экстраверсия равен 12±3). Из этого можно сделать выводы, что младшие подростки нуждаются в новых контактах, широком круге общения. Так же подростки с высоким уровнем экстраверсии характеризуются высокой импульсивностью, вспыльчивостью, беззаботностью, веселостью. Так же следует отметить, что такие дети имеют тенденцию к агрессивному поведению, чувства и эмоции не имеют строго контроля. Что касаемо показателя нейротизм, то у экспериментальной группы отмечается высокий уровень, который не соответствует рамкам средних значений (средний показатель по шкале нейротизм равен 12±3), в отличие от контрольной группы, значения по выборке которых равна среднему показателю. Касаемо шкалы – лживость, показатели не высокие и различия между выборками не существенны. У контрольной группы данный показатель немного выше, чем у подростков с легкой степенью умственной отсталости, это можно объяснить тем, что дети без нарушений интеллекта, отвечая на вопросы по данной методике пытались приблизить свои ответы к социально-приемлемым, то есть показать себя с наиболее лучшей стороны, как им кажется.
Таблица 3. Показатели экстраверсии, нейротизма и лжи у детей контрольной и экспериментальной групп (по методике Г. Айзенка)
Показатель |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экстраверсия |
15,8± 0,7 |
17 ± 0,4 |
Нейротизм |
16,2± 1,1 |
11,5 ± 1,3** |
Ложь |
3,9 ± 0,5 |
4,6 ± 0,32 |
По шкале Экстраверсия / Интроверсия достоверных различий выявлено не было (t=1,44; p>0,05).
Выявлены достоверные различия по показателю нейротизм (t=-2,69; p<0,01) в изучаемых группах (табл. 3.).
У детей с легкой степенью умственной отсталости был выявлен высокий уровень невротизации. В этой группе отмечается склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаться в нормальное состояние. Так же такие дети весьма впечатлительны, подвержены беспокойству, отмечаются частые колебания настроения. Подросткам с легкой степенью умственной отсталости соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, склонность к раздражительности.
Достоверных различий по шкале лжи, так же как и по шкале интро / экстраверсии – выявлено не было (t=0.24; p>0.05).
Таким образом, был выявлен достоверно высокий уровень нервно-психической неустойчивости подростков с легкой степенью умственной отсталости, являющийся дезадаптирующим фактором в социально-коммуникативной сфере.
Диагностика
и критерии проявлений гиперподвижности у детей
Диагностика двигательного развития дает возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояние развития движений ребенка, позволяет определить для него «ближайшую зону» формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств. Знания особенностей двигательного ра ...
Система
профессионального образования
Считается, что лучшие в мире колледжи гостиничного менеджмента и туризма находятся именно в Швейцарии. Первый из них был открыт более века назад. Это - Есоlе Hoteliere de Laussanne, где обучается 800 студентов из 44 стран. Иностранный студент, поступив в колледж, уже через год получит сертификат, п ...
Анализ и сравнение познавательного интереса младших школьников с
традиционной и вальдорофской системами обучения
вальдорфский обучение познавательный интерес По данным методики Г.Н.Казанцевой были установлены следующие результаты: Раздел I. Любимые предметы 3б 3в 1.Физкультура (22ответа) 2.ИЗО (16 ответов) 3. Математика (14 ответов) 1. Математика (12 ответов) 2. Физкультура (10 ответов) 3. Окружающий мир (8 о ...