Изучение личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом

Новое образование » Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости » Изучение личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом

Результаты исследования личностных особенностей (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) по методике Айзенка подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 3.

Рис. 3. Средне-групповые значения свойств личности подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без нарушения интеллекта

На рисунке 3 можно отметить то, что у выборки по параметру Интро/экстраверсия средние показатели практически одинаковы и превышают среднее значение (средний показатель по шкале Интро/экстраверсия равен 12±3). Из этого можно сделать выводы, что младшие подростки нуждаются в новых контактах, широком круге общения. Так же подростки с высоким уровнем экстраверсии характеризуются высокой импульсивностью, вспыльчивостью, беззаботностью, веселостью. Так же следует отметить, что такие дети имеют тенденцию к агрессивному поведению, чувства и эмоции не имеют строго контроля. Что касаемо показателя нейротизм, то у экспериментальной группы отмечается высокий уровень, который не соответствует рамкам средних значений (средний показатель по шкале нейротизм равен 12±3), в отличие от контрольной группы, значения по выборке которых равна среднему показателю. Касаемо шкалы – лживость, показатели не высокие и различия между выборками не существенны. У контрольной группы данный показатель немного выше, чем у подростков с легкой степенью умственной отсталости, это можно объяснить тем, что дети без нарушений интеллекта, отвечая на вопросы по данной методике пытались приблизить свои ответы к социально-приемлемым, то есть показать себя с наиболее лучшей стороны, как им кажется.

Таблица 3. Показатели экстраверсии, нейротизма и лжи у детей контрольной и экспериментальной групп (по методике Г. Айзенка)

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экстраверсия

15,8± 0,7

17 ± 0,4

Нейротизм

16,2± 1,1

11,5 ± 1,3**

Ложь

3,9 ± 0,5

4,6 ± 0,32

По шкале Экстраверсия / Интроверсия достоверных различий выявлено не было (t=1,44; p>0,05).

Выявлены достоверные различия по показателю нейротизм (t=-2,69; p<0,01) в изучаемых группах (табл. 3.).

У детей с легкой степенью умственной отсталости был выявлен высокий уровень невротизации. В этой группе отмечается склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаться в нормальное состояние. Так же такие дети весьма впечатлительны, подвержены беспокойству, отмечаются частые колебания настроения. Подросткам с легкой степенью умственной отсталости соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, склонность к раздражительности.

Достоверных различий по шкале лжи, так же как и по шкале интро / экстраверсии – выявлено не было (t=0.24; p>0.05).

Таким образом, был выявлен достоверно высокий уровень нервно-психической неустойчивости подростков с легкой степенью умственной отсталости, являющийся дезадаптирующим фактором в социально-коммуникативной сфере.

Новые статьи:

Стадии умственного развития
Взрослые способны выполнять умственные операции на высоком уровне абстракции и логики. Для педагогов одним из наиболее важных аспектов работы Пиаже является выделение им стадий, которые необходимы для усвоения формальных операций. Познакомимся с краткой характеристикой этих стадий. Таблица 2-2 I Се ...

Предметная деятельность дошкольника
В первые годы дошкольного детства предметная деятельность уступает ведущее место игре. Игра, рисование, конструирование (а также сходные с рисованием и конструированием другие виды продуктивной деятельности – аппликация, лепка) окончательно оформляются как самостоятельные виды деятельности. Овладен ...

Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма
Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма). Патогенетический пр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru