Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста .
Задачи словарной работы.
Принято выделять четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
2. Закрепление и уточнение словаря.
3. Активизация словаря.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов.
Основное внимание в словарной работе уделять накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, имён прилагательных, наречий.
Мы провели анализ нескольких комплексных программ и выписали задачи касающиеся проблемы нашего исследования:
Программа под ред. Васильевой
На основе расширения ориентировки в окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Программа Детство.
Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря: дети называют предметы, включенные в круг их действий и доступные для наблюдения в ближайшем окружении; называют действия с предметами, некоторые их особенности (части, размер, цвет); используют в речи названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде; называют собственные действия; называют по именам близких людей.
Программа Истоки
Формировать элементарные способы общения, доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить.
Программа Развитие
Ознакомление детей с художественной литературой, расширять сведения об окружающем мире. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
Программа Радуга
Интенсивно обогащать речь детей путём восприятия речи и рассказов взрослого. Развивать диалогическую речь.
После анализа нескольких комплексных программ мы пришли к выводу, что за основу нашей работы будет целесообразно взять программу «Воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией Васильевой М.А., так как в ней чётко сформулированы задачи воспитания и обучения в детском саду, предусмотрено формирование представлений, умений, навыков на занятиях.
Условия, обеспечивающие успешность самостоятельной работы
Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда учащийся ясно осознает цель работы и у него есть стремление к достижению этой цели. Иными словами, успех самостоятельной работы обусловливается целенаправленностью учащихся. Кроме того, успех самостоятел ...
Обучение графическим редакторам в курсе информатики
и ИКТ
В ходе исследования учебников, используемых для преподавания в школе растровых редакторов, удалось выделить несколько. В основу учебников Макаровой Н.В. «Информатика. 10 класс» [18] заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе. Учебник состоит из ш ...
Этапы научно-исследовательской работы
студентов
Научно-исследовательскую работу можно условно разделить на три этапа: констатирующий, обучающий, контрольный. Начальный этап констатирующий, включает выбор темы исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению поставленной проблемы; изучение существующих в т ...