Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»

Страница 4

Но сущность выразительной игры – оживление каждого звука. Каждая нота отмечается в сознании и чувстве. Но это – не анализ, а как бы проведение через себя. Для музыкальной игры надо привлечь всю свою сущность. Надо играть «собою». Выразительность возникает тогда, когда каждая фраза «стучит в сердце». Именно на этом уровне личной интонации происходит «заражение» слушателя.

Выразительная игра не может не опираться на внутреннее понимание. Выразительность начинается с прорыва поверхности видимого нотно-графического слоя на некоторую глубину. И оттуда оживляется и освещается каждая нота и каждая фраза. Подлинно выразительно играющий музыкант непосредственно касается слушателя своими звуками.

Что же такое оживление звука? Перевод нотного текста из графического в акустический может быть и формальным, что не устраивает ни слушателей, ни педагогов, ни самих исполнителей, если они научились слышать себя со стороны. Оживление можно назвать и одухотворением, но дело не в термине. Каждый звук должен быть помещен в некие музыкальные события и там обнаружен как живой, сыгранный.

Живой – означает, что исполненный звук излучает из себя некую событийную энергию. Звук «сигнализирует» слушающему, что он жив, трепещется, колышется, сообщает что-то о себе. Энергия в живом звуке – полимодальная, в ней много различных эмоциональных потенциалов. Живой звук получается тогда, когда он имеет смысл для самого играющего. Если, скажем, пальцы извлекают звук равнодушно, механически, неосознанно – звук неживой. Когда мы через пальцы хотим продолжиться в звуке, пальцы становятся дышащими и, в конце концов, накапливают избыточную энергию, некую жизненную силу и передают ее, - тогда звук оживает. Художественный звук нуждается в том, чтобы его пережили. Это больше, чем оживить. Не просто сделать живым, излучающим энергию, а пережить его, нагрузить значением какой-то жизни, более или менее сложной реальности.

Все передают пальцы. Начиная заниматься на инструменте, ученик часто играет все «чужими» пальцами. По традиционной методике обучения игре педагог более всего озабочен внешним движением. Накопление музыкальных знаний для него – фундамент, на котором он намерен впоследствии надстроить более тонкие художественные элементы. Попросту говоря, переживание, которое «вталкивает» в ученика педагог, где-то останавливается. Где? В рассудочных слоях. В конце концов, ученик поймет, что ему говорят и как надо сыграть. Но информация остается информацией. Переживание не «доходит» до пальцев. Особенно в начальных стадиях обучения пальцы и в целом аппарат у учеников чужие, необученные, нечувствительные и в полном смысле слова немузыкальные. Пальцы должны научиться думать .

Исполняемая музыка, как известно, в той или иной мере окрашена нашим чувством. Но не просто окрашена. Чувства представляют один из пластов энергетического обеспечения. Эту энергию можно назвать тонкой и отнести ее психотехнике. Так, в музыкальном исполнении существует некое соотношение между силой чувства и силой звука. Для практического музицирования это очень важно. Эту закономерность можно выразить так: мере чувства должно соответствовать столько же или меньше меры звука. Когда звука больше, чем чувства, то получается крик, стук, прорыв сил нехудожественного порядка. Когда же некая доля силы чувства остается внутри, т.е. звука во время игры было меньше, чем вызвавших его чувств, тогда успевает возникнуть, «настояться» понимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Экспериментальное исследование состояния предпосылок и навыков процесса чтения у учащихся 1 класса
Актуальность и значимость проблемы, нарушения навыков чтения, проанализированное в первой главе, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Выявление степени риска возникновения дислексических расстройств у детей. Выявление особенностей речевого развития. В качестве ...

Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан. Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозн ...

Основные направления развития Российской системы непрерывного профессионального образования
непрерывное образование профессиональное Для определения государственной политики в области непрерывного профессионального образования необходимо сформулировать национальные цели с учетом той ситуации, которая сложилась в современной России. Непосредственной целью модернизации системы профессиональ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru