Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»

Страница 5

Исполнение учащихся того или иного музыкального произведения обычно оценивается как «музыкальное» или «немузыкальное». Эти термины содержат, как правило, характеристику не только правильного технического воспроизведения; они определяют то своеобразное сочетание технических навыков и умений с характером звучания, что обуславливает наиболее яркое и правдивое воплощение художественных образов.

Звуковые образы, возникающие в процессе воспроизведения идей, мыслей и чувств, содержащихся в произведении, органически включаются в музыкально-слуховые представления, формирующиеся у исполнителя в процессе работы. То, что в начале носит эскизный характер, постепенно, по мере технического овладения произведением, помогающего осмыслить его содержание, начинает облекаться во все более конкретную и яркую звуковую форму. Техническая оснащенность и даже чистота звукоизвлечения и ритмическая точность не обеспечивает еще оценки исполнения как «музыкального». Окраска звучания, тончайшие сочетания света и теней, соотношение динамических и агогических оттенков, отвечающих сущности произведения в единстве с осмысленностью фразировки, - вот что является решающим в этом определении.

Выразительное музыкальное исполнение обусловливается развитыми музыкально-слуховыми представлениями, формирующимися в процессе работы над произведением. Что следует отнести к ним? В первую очередь звуковысотные и ритмические представления как главные носители музыкального смысла в их взаимосвязи между собой. Однако, для художественной деятельности не менее важны и тембровые, динамические представления, представления о штрихах, закономерно и неизбежно возникающие в процессе этой деятельности. Говоря о них, мы имеем в виду именно слуховые представления, возникающие на основе полученных извне слуховых представлений и опирающиеся на специфический слуховой опыт музыканта.

Можно отметить, что видов выразительности достаточно много. Мы склонны говорить о выразительности морды льва или быка, о выразительности собачьего лая или волчьего воя. Мы можем говорить о выразительности растений, листьев, стволов, ветвей, цветов. Можно указать весьма многочисленные примеры того, как понятие выразительности применяется даже к явлениям неживой природы.

В чем же различие видов выразительности? При сопоставлении этих видов мы убеждаемся, что понятие выразительности наиболее органично и тесно связано с областью человеческой психики. Под выразительностью мы понимаем в этом смысле способность выражать мысли, чувства, настроения. Если мы прилагаем понятие выразительности к животным, растениям или неживой природе, то вкладываем в это понятие человеческие критерии (кошка мяукает жалобно, стебель цветка извивается грациозно, небо насупилось, вьюга плачет).

Постепенно и поступенно двигаясь от человека к неживой природе, мы переходим из области непосредственного значения выразительности в область ее метафорического, переносного значения.

Улыбка или стон человека заключают в себе максимум возможной выразительности, «улыбка» или стон животного имеют уже более условный или ограниченный смысл, «улыбка» цветка или «стон» скрипящего дерева относятся к области метафор, хотя и связанных еще с проявлениями живой материи. А, говоря, что море «улыбается» под солнцем или «стонет» в бурю – мы выражаемся метафорически, приписывая морю те человеческие качества и способности, которые переносятся на него по принципу аналогии или ассоциации. Происходит это по той простой причине, что человек склонен все в мире рассматривать с человеческой точки зрения, с позиции человеческих интересов и проявлений. Человек в жизни и в искусстве очеловечивает окружающую его действительность, живую и неживую природу, делая их действительностью, природой для человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Виды и структура дидактических игр
формирование словарь дидактический игра В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами ( игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. С детьми раннего возраста используются дидактические игры с игрушками и картинками, ...

Дидактическая игра, организация и проведение дидактических игр
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в п ...

Сущность внеклассной работы, её цели и задачи
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспита ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru