Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»

Страница 3

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил. Мы считаем, что данный аспект проявления эмоций также необходимо рассмотреть, т.к. это имеет непосредственное отношение к исполнительской деятельности. Речь идет о проявлении внешних эмоций в процессе игры на фортепиано, а именно об адекватной эмоциональной реакции на музыкальное произведение. Есть индивидуальное проявление эмоций, которое зависит от темперамента человека, его воспитания, привычек.

Эмоциональные переживания различаются не только по предмету, которым они вызваны, но и по своей силе, устойчивости. Имеется широкий спектр их проявлений, начиная с едва заметного легкого переживания до бурных эмоциональных вспышек. Развитие чувств и эмоций учащихся является важнейшей педагогической задачей, в какой-то степени более важной, чем воспитание ума. Для того чтобы школьник не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя, учителя, других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте. Решающую роль здесь играет включение учащихся в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность.

Особенно большое значение при занятиях искусством имеет эмоциональное воздействие педагога на учащегося. Учитель передает ученику свое отношение к музыке, к изучаемому произведению, свое искреннее увлечение, свой восторг. Сила и глубина воздействия художественных образов не только оставляет след в сознании детей, но и определяют порой их поступки, нравственные суждения. Художественные образы исполняемого музыкального произведения будят в детях эстетические чувства, заставляют звучать самые сокровенные струны души. Дети всегда переживают отраженные в музыкальных образах чувства радости, любви, грусти, сострадания, бодрости, мужества – всего человеческого, что несет в своих образах музыка.

Все вышеизложенное позволяет сказать, что развитие эмоционального отношения к окружающей действительности, к искусству вообще и к музыкальному искусству в частности, развитие ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций – есть главная опора в развитии музыкальной выразительности исполнения на фортепиано у младших школьников. Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников необходимо рассматривать также и в сочетании с накоплением у них знаний в области музыкального искусства и с формированием умений владеть пианистической техникой.

Было бы ошибкой считать, что работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения – это второстепенный этап работы над произведением. Навыки и умения формируются успешнее, если они эмоционально окрашены. Нужно с самого начала работы искать выразительный звук, стремиться подчеркнуть жанровые признаки при исполнении, выбирая нужные штрихи, динамическое звучание, темповые отклонения и др.

«Играть с выражением» - насколько знакомы эти слова, настолько и невыполнимы . Иногда даже стихи дети в школе читают выразительно. Когда мы рассматриваем выразительность как техническое задание: «выразительно - невыразительно» (а именно это имеет в виду учитель, заставляя ребенка прочесть стихотворение «выразительно»), - тогда любое внятное проговаривание (а в нашем музыкальном случае, - проигрывание с «оттенками») может устроить строгого наставника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Методические возможности ИКТ в образовательном процессе дошкольников. Использование ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использов ...

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической теории и практики
Проблема эффективного взаимодействия с родителями стала особенно актуальной во второй половине XIX века, когда первая общественно-педагогическая организация, Санкт-Петербургское Педагогическое Собрание, начало курировать деятельность Временной комиссии детских садов. После этого общественное и семе ...

Требования к учителю, ведущему факультативные занятия
Факультативные занятия обычно посещают школьники, интересующиеся математикой, проявляющие способности к этой науке. Поэтому возрастают требования к профессионализму учителя, к его личностным и организаторским качествам. А.Н. Колмогоров писал, что от преподавателя математики требуется не только твер ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru