Роль и место практических методов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения»

Новое образование » Формирование приемов практической деятельности на уроках технологии » Роль и место практических методов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения»

Страница 1

Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения - их разнообразие. Однако разнообразие методов - не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений. По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу умений. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения. При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся. Высокий уровень подготовленности класса потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа и объяснения перед беседой. Наоборот, в классе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов; здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоятельных работ. Пониженная работоспособность учащихся к концу дня потребует несколько большего разнообразия методов и наглядных средств для снятия утомления и поддержания интереса учащихся. Таким образом, не только содержание, но и способности самой аудитории влияют на выбор методов обучения. Вместе с тем, учет уровня возможностей класса не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать эти возможности.

И, наконец, выбор методов обучения необходимо всегда соотносить с возможностями учителя по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны его педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных критериев выбора методов обучения. При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будет недостаточно целостной и, соответственно, малоэффективной.

Таким образом, в распоряжении педагога имеется по существу неограниченный арсенал педагогических средств для эффективного осуществления учебного процеcca. Причины многих ошибок и недостатков в их работе состоят не в том, что педагогическая наука и передовая педагогическая практика чего-то не открыли, не предложили, а в том, что уже найденное, предложенное, добытое опытом не стало достоянием всех. Это, конечно, не отрицает необходимости совершенствования найденного, устоявшегося, поиска принципиально новых решений.

Примером эффективной организации методического обеспечения учебного процесса может служить опыт успешного применения метода проектов на уроках технологии в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения». Характерным при этом является то, что в рамках метода проектов широко используются проблемно-поисковые, теоретические и экспериментальные методы, гибкие методы мотивации, методы дифференцированного, вплоть до индивидуального, обучения, ролевые и. управленческие игры, интегративные (бинарные) уроки, внеклассные методы работы, множество традиционных методов обучения, в том числе с применением современных дидактических и технических средств.

Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изде­лий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой, кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять сис­тему умственных и практических действий, необходимых для са­мостоятельной работы по планированию, осуществлению и конт­ролю своих действий при обработке различных материалов.

Раздел «Технология обработки конструкционных материа­лов» изучается с I по VII класс. Здесь, рассматривается содер­жание обучения данному разделу в V –VII классах. В V и VI классах на изучение данного раздела отводится по 25 недель, в VII – 24 недели, учебное время – по 2 ч в неделю соответст­венно, всего 50, 50 и 48 ч в год, включая время, отводимое на выполнение проекта (16 ч). Кроме этого, в VII классе дополнитель­но отводится 18 ч. на художественную обработку материалов. Та­ким образом, общее количество часов, отводимое на изучение вопросов технологии обработки материалов, практически такое же, как в программе трудового обучения 1986 г. Однако содержание обучения, сохраняя, преемственность с этой программой, несколько изменилось. Одно из важных изменений — осязатель­ный проект в каждом классе. При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.

Программой предусмотрено также изучение элементов маши­новедения с целью приобщения учащихся к техническим знани­ям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Методика изучения тепловых явлений
При изучении раздела «Тепловые явления» опираются на сведения из молекулярной физики, полученные учащимися в курсе физики 7 класса. Изложение материала всего раздела строится на использовании представлений о молекулярном строении вещества, но при этом широко используется и энергетический подход к о ...

Пути повышения эффективности инновационной деятельности вузов и компаний, создаваемых при вузах
Модернизация экономики в целом и научно-технической и инновационной сферы в частности невозможна без изменения всей системы отбора и реализации приоритетов государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, формирования новой системы экономических и финанс ...

Методические аспекты в преподавание основных школьных редакторов
Программа PhotoShop представляет собой мощную программу по обработке растровой графики, устойчивую к действиям пользователя. Данное свойство позволяет использовать графический редактор, как в профессиональной деятельности, так и в игровом процессе. Алгоритм работы большинства функций позволяет прос ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru