Диапазон критерия «совместимость позиции ребенка и взрослого в одном времени (в настоящем или будущем)» семей этой дифференцированной группы составляет от +1,9 до -1.
Этот высокий критерий (+1,9) означает, что отмечается взаимодополняющая позиция в семье, при которой конструктивные взаимоотношения ребенка и родителей складываются на высоком уровне. В некоторых семьях положительное значение второго критерия может быть и выше (2 или 2,5 балла). Например, 2 балла – положительное значение критерия «совместимость позиции ребенка и взрослого в одном времени (в настоящем или будущем)» семьи Захаровых подтверждают данные наблюдений.
Теперь охарактеризуем «совместимость позиции ребенка и взрослого в одном времени (в настоящем или будущем)», которая имеет отрицательное значение и составляет -1 балл. Например, отрицательное значение критерия «Совместимость позиции ребенка и взрослого в одном времени (в настоящем или будущем)» семьи Кравченко составляет -2,5 балла, что подтверждают данные наблюдений.
Самым высоким у родителей этой дифференцированной группы (0,9 балла) оказался третий критерий: «конструктивность отношений» (насколько образ родителя в настоящем гармонирует с изменением образа ребенка во времени). Мать и отец понимают и принимают ребенка таким, какой он есть, замечают изменения в развитии его и создают для этого условия в настоящем.
Например, критерий «конструктивность отношений» семьи Литвиновых составляет 1 балл. В семье активно занимаются с сыном, довольны его успехами, что подтверждают результаты анкетирования, по которым родителям Леши важно развивать его художественно-творческую деятельность.
3-я дифференцированная группа («физическое развитие и художественно-эстетическое воспитание»). У родителей этой группы самым низким (0,4 балла) оказался первый критерий «совпадение образа себя и образа ребенка в разной временной позиции». Они меньше других узнают себя в ребенке. Это их удивляет, настораживает, отдаляет от него.
Родителям кажется, что они были в детстве совсем другими. Это подтверждают данные наблюдений. По результатам графического обследования семьи, родители ребенка в прошлом занимали позицию «ответственный исполнитель», в настоящем – мать оценивает дочь как «тревожно-мнительный тип». Это подтверждают результаты анкетирования, по которым родители хотели бы, чтобы педагоги учитывали излишнюю подвижность девочки.
Диапазон критерия оценки «совместимость позиций ребенка и родителей» этой дифференцированной группы составляет от +2 до -0,5. Из чего следует, что в этих семьях лучше складываются взаимоотношения, чем у родителей первой и второй дифференцированных групп, выделенных нами на первом этапе эксперимента. Взрослые терпеливее и внимательнее относятся к мнению, потребностям своих детей. Это подтверждают данные наблюдений. Например, +2 балла – положительное значение критерия оценки «совместимость позиции ребенка и взрослого в одном времени (в настоящем или будущем)» семьи Мкртычан.
Теперь рассмотрим «совместимость позиции ребенка и взрослого в одном времени (в настоящем или будущем)» среди семей этой дифференцированной группы, которая имеет отрицательное значение.
Отрицательные значения аналогичного критерия составляют – 0,5 балла. Это означает, что в семьях родителей этой дифференцированной группы (ориентированных на физическое развитие и художественно-эстетическое воспитание детей) в два раза меньше, чем в семьях первой и второй дифференцированных групп, провоцируются нарушения семейных взаимоотношений. В отдельных случаях отрицательное значение второго критерия может снижаться до -1 балла. Например, отрицательное значение критерия «совместимость позиции ребенка и взрослого в одном времени (в настоящем или будущем)» семьи Ломовых составляет – 0,5 балла, что подтверждают данные наблюдений.
Разнообразие форм воспитательной работы
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня. Организация внеурочной деятельности ...
Доминантность в психическом развитии
Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе и от законов человеческой психики. Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты. Фундаменталь ...
Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного
образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...