Значение и особенности домашних заданий по физической культуре

Страница 4

Благотворное влияние бега на сердце можно подтвердить таким примером. Кролики и зайцы очень близки по своим анатомо-физиологическим признакам: они принадлежат к одному семейству. Но различный образ их жизни — малоподвижный даже в естественных условиях у кроликов и активный у зайцев — сказался на работе сердца: ритм сокращений его у взрослого зайца—60—65, у кролика — 270—280 в 1 мин. Интересно, что при максимальной физической нагрузке «резерв» возможного учащения сердечных сокращений у зайца — 250 ударов, у кролика — всего 40— 60 ударов. Вот какие огромные физиологические возможности приобрел заяц благодаря своей физической активности. А ведь при рождении никаких различий в деятельности сердца у кролика и зайца не наблюдается.

У тренированного человека сердце за одно сокращение выталкивает в два раза больше крови, чем у нетренированного. При появлении дополнительных нагрузок сердце тренированного человека, будучи более мощным, выбрасывает и больше крови в сосуды, у нетренированного сердце сокращается чаще. Частое же сердцебиение — весьма неэкономный способ повышения кровообращения организма, так как при нем уменьшается время отдыха сердечной мышцы.

Итак, регулярные занятия бегом улучшают приспособляемость сердца и органов дыхания к условиям физических нагрузок.

Под самоконтролем понимают ряд мероприятий, проводимых самим спортсменом в целях активного наблюдения за состоянием своего здоровья во время занятий различными видами физических упражнений. Самоконтроль является показателем сознательного отношения физкультурника, спортсмена к тренировочным занятиям.

Чтобы проверить, какое воздействие оказывают на организм тренировочные занятия или участие в соревнованиях, следует зафиксировать:

1) показатели самоконтроля, полученные утром до зарядки (проверить пульс и частоту дыхания после сна, лежа в постели, затем —стоя);

2) показатели самоконтроля после зарядки;

3) показатели самоконтроля, полученные до тренировки и сразу после нее;

4) показатели самоконтроля, полученные утром следующего дня.

Сравнение данных, полученных утром до тренировки и на следующий день после тренировки (соревнования), позволяет определить, наступило ли восстановление организма и в какой степени. Для этого подсчитывают пульс и частоту дыхания в 1 мин. Не все умеют находить пульс, а иные не знают, как его подсчитывать. Пульсом называется периодическое толчкообразное колебание стенок артерии, вызываемое толчком крови, выбрасываемой сердцем в аорту при каждом его сокращении.

В состоянии покоя пульс у здорового нетренированного человека обычно равен: у мужчин — 60—80 в 1 мин, у женщин — 70—90. У женщин пульс, как правило, чаще, чем у мужчин, на 5—10 ударов.

Частота пульса зависит прежде всего от возраста. Чем моложе человек, тем чаще у него пульс. Наиболее редкий пульс наблюдается у спортсменов высокой квалификации. У одного и того же человека, находящегося в состоянии покоя, частота пульса меняется в зависимости от времени суток и места исследования. Так, если утром у человека, еще не вставшего с постели, пульс равняется примерно 58 в 1 мин, то днем частота пульса может увеличиваться до 63—68, а вечером — снизиться до 60 в 1 мин. На открытом воздухе пульс (при прочих равных условиях) может быть более частым. Летом частота сердечных сокращений выше, чем зимой.

Пульс зависит также от положения тела. Самый редкий пульс наблюдается у человека, находящегося в положении лежа. В положении сидя пульс чаще на 4—6, а в положении стоя — на 10 и более ударов в 1 мин.

Пульс обычно измеряют на лучевой артерии у основания большого пальца руки. Для этого надо положить руку на запястье другой руки так, чтобы второй, третий и четвертый пальцы лежали у основания большого пальца в борозде между краем лучевой кости и сухожилием, а большой палец охватывал запястье снизу. Пульс можно подсчитать также на височной, сонной артериях или в области левого соска.

Подсчет пульса производят по секундной стрелке часов или секундомера в течение 10—15 с. Полученное число умножают соответственно на 6 или 4 для определения числа сердечных сокращений в 1 мин.

Наряду с контролем пульса необходимо следить также за частотой дыхания.

Чтобы определить частоту дыхания, надо положить руку на нижнюю часть грудной клетки или верхнюю часть живота и каждый вдох и выдох (обе фазы) считать за одно дыхание. При подсчете надо стараться дышать нормально, естественно, не изменяя частоты. Более точно частоту дыхания можно измерить у спящего человека. Определяют частоту дыхания в покое и непосредственно после нагрузки.

Организм хорошо тренированного человека при увеличении нагрузок удовлетворяет свои возросшие потребности в кислороде главным образом за счет увеличения глубины дыхания. Организм нетренированного человека в таких случаях снабжается кислородом главным образом за счет учащения дыхания. Если у нетренированного человека частота дыхания в покое составляет 16—18, то у тренированного она равна 14—10, а иногда —8—6 в 1 мин. Замедление дыхания сопровождается увеличением его глубины, что очень важно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Организация исследования, характеристики исходных данных
Выборку составили ученики 3-х классов средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов г.Казани. 3б – традиционный класс, в составе 33 детей, 27 из которых участвовали в тестировании. 3в – вальдорофский класс, в составе 16 детей, в тестировании участвовал весь класс ...

Требования к внеклассной работе. Организация внеклассной работы
Исходя из особенностей внеклассной работ, назовём определяющие требования к ней: 1) При организации проведения внеклассной работы обязательна постановка цели. 2) Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достиж ...

Особенности развития восприятия речи, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста в норме и ее речевой патологии
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому огр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru