Способы организации коллективной работы старших дошкольников

Новое образование » Игровые формы коллективного обучения старших дошкольников » Способы организации коллективной работы старших дошкольников

Страница 1

При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие детей друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

2. Разделение труда, функций и обязанностей.

3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

4. Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.

6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.

Попытки внедрения в практику коллективного вида обучения были осуществлены еще в начале XX века как за рубежом, так и у нас в стране. Одной из первых таких попыток было использование белльланкастерской формы организации занятий, при которой учитель обучал в основном старших учеников, лучшие из которых в свою очередь обучали младших, а учитель продолжал руководить этим процессом. То есть групповая работа сводилась к односторонней помощи сильного учащегося более слабо были также разработаны такие системы, как Дальтон-план, система супругов Дьюи. Несколько позже (вторая треть XX века) появились мангеймская система организации занятий и план Трампа, в которых в той или иной степени использовался групповой вид обучения. Эффективность этой системы была не столь высока, но вместе с тем она в корне отличалась от традиционных форм обучения и приносили свои плоды. Не столь высокие результаты чаше обменялись низкой теоретической проработкой используемых методов и возникшими организационными проблемами.

Еще в начале XX века в советской педагогике, которая с момента своего появления выступила как система воспитания и обучения в коллективе и через коллектив, обучающий и воспитывающий эффекты группы были научно применены в теории и практике формирующего воздействия коллектива на личность (Н. К. Крупская, АС Макаренко, В. А. Сухомлинский).

В 20-30-е гг. в нашей стране широко использовалась бригаднолабораторная организация учебных занятий, составляющими которой были общая работа класса, работа отдельных бригад, индивидуальная работа отдельных учеников. Эта система во многом сложилась под влиянием Дальтон-плана. Но вскоре от этого способа организации работы отказались, поскольку его «применение привело к обезличке в учебной работе (одни ученики работали, а другие бездельничали, а оценки у всех были одинаковые), к снижению роли учителя в учебном процессе . ».

Одной из первых инновационных разработок 70-х гг. был метод активизации возможностей личности и коллектива, разработанный Г. А. Китайгородской, в котором использование группового обучения получило достаточно полное психологическое и педагогическое обоснование и вытекает из одного из методических принципов этого метода (принцип коллективного взаимодействия). Разработанная технология обучения предполагает использование совершенно различных способов организации группового учебного взаимодействия. Так, Г. А. Китайгородская называет следующие типы групповой работы: одновременная работа в парах (диадах); одновременная единая или дифференцированная работа в триадах; одновременная единая или дифференцированная работа в микрогруппах; работа в командах; учащийся-группа; преподаватель-группа: преподаватель-микрогруппа и др.

Анализ литературы показывает, что на сегодняшний момент приемы организации группового обучения можно объединить в следующие основные блоки; дискуссионные, игровые, анализ и решение конкретных ситуаций, сенситивный тренинг.

Более подробно рассмотрим некоторые из них.

Впервые интерес к феномену дискуссии возник в 30-х годах XX века

под влиянием работ швейцарского психолога Ж. Пиаже, который показал. что под влиянием дискуссии с другими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого человека. В 40-е годы психологом К. Левиным было доказано наличие влияния группового обсуждения на изменение социальных установок. Эта идея также сыграла важную роль в развитии интереса к групповым дискуссиям, которые представляют собой по сути целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями, суждениями ради поиска истины, «причем все участники каждый по-своему участвуют в организации этого обмена». Показано, что эффективность достигается за счет того, что участниками дискуссии предлагаются совершенно различные способы решения обсуждаемой проблемы, возникают новые идеи, в которых были предложены и описаны различные игровые приемы.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Требования к наглядному материалу для дидактических игр
Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, ...

Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности - все ...

Понятие цели воспитания
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изме ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru