Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 4

Рост словаря прилагательных у детей с трудностями в обучении на протяжении старшего дошкольного возраста происходит за счет появления новых слов и более частого употребления уже имеющихся в лексиконе.

Дети с трудностями в обучении в употреблении прилагательных допускают ряд ошибок:

- Недифференцированное определение качеств предметов. Этот вид ошибок наиболее характерен для речи данной категория ребят, выделив качество предмета, они испытывают трудности в обозначении его соответствующим словом. Например, большая по размеру шапка определена как " очень длинная, чтобы на голову влезла, толстая веревка - "широкой".

- Ошибки, вызванные тем, что ребенок, ориентируясь не только на наиболее ярко выраженные качества предмета, но и на менее выделяющиеся, при описании не соподчиняет эти качества. Так, серые брюки с коричневым ремнем и белой пряжкой описываются следующим образом: "Брюки коричневые, черные, белые".

- Употребление прилагательных безотносительно к тем качествам, которые они обозначают ("слон квадратный", "веревка добрая").

- Ошибки персеверативного характера (повторение названного прилагательного для описания других предметов, у которых отсутствует качество, соответствующее данному слову). Например, "стол круглый, ручка круглая", "платье круглое".

У всех детей с трудностями в обучении появляется больше прилагательных неологизмов ("стол прямоугольниковый", "чашка разнокрасная и др.) Выделив качество и не имея слова для его обозначения, ребенок вынужден сам создавать слово, но словообразовательными процессами он еще не овладел, поэтому самостоятельно образованные им слова чаще всего являются неологизмами.

Исследование словообразования прилагательных от существительных, проведенное Е.С. Слепович на контингенте дошкольников с трудностями в обучении, показало следующее. Если нормально развивающиеся дети довольно часто образовывали прилагательные от существительных, то дети трудностями в обучении делали это гораздо реже, в единичных случаях. Эти дети чаще всего образовывали от существительных не прилагательные, а другие существительные или другую форму того же слова. Таким образом, дети с трудностями в обучении заменяют словообразование словоизменением.

Е.С. Слепович отмечает ряд особенностей в употреблении "неологизмов" детьми с трудностями в обучении. Одной из таких характерных особенностей является то, что в речи детей с трудностями в обучении наблюдается, как правило, несколько словообразовательных вариантов (Сад - садашный -садиный - садовый). В большинстве случаев дети с трудностями в обучении не дифференцируют в импрессивной речи правильный и неправильный словообразовательный вариант, т.е. неправильные формы определяют как правильные. Последний факт свидетельствует о несформированности "чувства языка" у детей с трудностями в обучении.

Особенности построения фразы у детей с трудностями в обучении

Готовность ребенка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи. Он должен уметь осознать речевой материал и подчинить его определенной цели, т.е. произвольно оперировать речью. В числе заданий направленных на развитие у детей отношения к речи как к языковой действительности, отличной от предметной, одно из ведущих мест занимают задания на составление предложений с заданными словами и конструирование предложений из набора слов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка
В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Р ...

Подготовка учителя к уроку ОБЖ
Предварительный этап подготовки к уроку В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку - предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательнос ...

Требования к организации любого вида развивающей деятельности
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru