Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 6

Значительное число ответов у этой категории детей составили предложения, в которых прилагательные употребляются в несвойственной им роли подлежащего, то есть, переосмысливаются в существительное. Например, "Круглый покупает", "Сладкий вкусный", "Книжный читает".

У детей с трудностями в обучении словообразовательные процессы находятся еще в стадии становления. Поэтому с возникшими трудностями они в основном справляются при помощи переосмысливания прилагательных {не "Читает книгу", а "Книжный читает").

Много ответов относящихся к самому низкому, первому уровню, встречается у этих детей. Подобные ответы напоминают ассоциации, в которых на стимул-прилагательное возникает реакция-существительное или прилагательное. Например "Длинный червяк". Безусловно, выполнять задание таким образом легче, чем составлять предложение. Этот способ ответа считается лишь предпосылкой умения построить предложение.

К школе у детей с трудностями в обучении намечается определенная положительная динамика в выполнении этого задания. Появляется значительное число правильно составленных предложений. Однако среди предложений, составленных детьми этой категории, много таких, в которых нарушен порядок слов, определение не согласовано с определяемым словом и др. ("Мальчик учился в школе умный", " Каждый слушается мальчик мамы"). Увеличивается число ответов-словосочетаний. Намного меньше становится предложений с преобразованным или переосмысленным прилагательным.

При формировании синтагматических и парадигматических (понятийных) связей слов наблюдается разная динамика их развития. Парадигматические связи развиваются медленнее у детей с трудностями в обучении. Так, в начале старшего дошкольного возраста они не понимают того добавочного значения, которое вносят в предложения даже простые качественные прилагательные. Часто переосмысливают их в существительные.

Формирование умения сочетать слова в предложении происходит главным образом в результате речевой практики ребенка (это касается простых синтагматических связей), а овладение понятийными и сложными синтагматическими связями при развитии познавательной деятельности. Поэтому необходимо сочетать коррекцию познавательной деятельности этих детей с созданием условий для их речевого общения.

Дети с трудностями в обучении затрудняются как в сочетании слов в предложении, так и в осознании значения, которое вносит во фразу каждое слово. Поэтому часто опускают прилагательные, смысл которых понимают с трудом; в наборах используют только те слова, которые многократно слышали в речи окружающих.

Описанное позволяет сделать следующие выводы:

- для детей с трудностями в обучении характерны значительные трудности в произвольном оперировании словами (даже с относительно простыми значениями);

- особую трудность для таких детей представляют существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные. Она проявляется в переосмысливании этих слов в более конкретные, придумывании с ними бессмысленных словосочетаний;

- при конструировании предложений из наборов слов детям с трудностями в обучении трудно устанавливать как парадигматические, так синтагматические связи слов. Нормально развивающиеся в основном затрудняются в установлении синтагматических связей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости
Понятия «умственная отсталость» понимается по-разному в юридической, медицинской (психиатрической) и психологической науках. Согласно МКБ-10, медицинское понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее различные по происхождению формы психической патологии. В числе разнов ...

Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее реш ...

Умственная отсталость смешанной наследственно-экзогенной природы
Частота врожденных форм гипотиреоза составляет 1 : 3600 – 1 : 4000. Тип наследования – аутосомно-рецессивный. В комплексе различных этиологических факторов врожденного гипотиреоза описаны наследственные нарушения обменных процессов. К настоящему времени известно 6 вариантов наследственных дефектов ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru