Комплекс форм, методов и приемов воспитания как условие эффективного освоения воспитанниками содержания воспитания

Новое образование » Особенности народных сказок как средства воспитания определенной системы ценностей » Комплекс форм, методов и приемов воспитания как условие эффективного освоения воспитанниками содержания воспитания

Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Метод воспитания (от греческого методос – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак "характер метода" включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

- Воспитание словом.

- Воспитание делом.

- Воспитание ситуацией.

- Воспитание игрой.

- Воспитание общением.

- Воспитание отношениями.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

-методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

-методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

-методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Под "формой" понимается внешнее выражение какого-либо содержания. "Форма воспитательной работы" - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры.

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы делятся на :

- кратковременные,

- продолжительные,

- традиционные.

По видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

- непосредственные,

- опосредованные.

По субъекту организации:

- деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

- деятельность организуется на основе сотрудничества,

- инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации. Приемы воспитания можно определить как:- частное применение метода воспитания в конкретных условиях;- единичное, одноактное действие (это непосредственно наблюдаемаяреальность воспитательной деятельности).Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.Комплекс форм, методов и приемов воспитания является условием эффективного освоения воспитанниками содержания воспитания.

Новые статьи:

Музыкальность и музыкальные способности
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А ...

Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся
Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только ...

Этапы научно-исследовательской работы студентов
Научно-исследовательскую работу можно условно разделить на три этапа: констатирующий, обучающий, контрольный. Начальный этап констатирующий, включает выбор темы исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению поставленной проблемы; изучение существующих в т ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru