В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального саморазвития и самообразования становится механизмом реальных изменений в педагогической практике.
Модернизация образования невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.
Г.М. Коджаспирова под самообразованием понимает специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей.
Самообразование воспитателя – это целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в профессиональной деятельности.
В настоящее время достаточно хорошо изучены феноменология образования, педагогического мастерства педагога, зависимость их от возрастных, индивидуальных и других особенностей субъекта педагогической деятельности (Ю.П. Азаров, В.Ф. Гоноболин, А.А. Деркач, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, М.М. Кашапов, Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, И.В. Страхов, А.И. Щербаков, Е.А. Яблокова и др.).
Современный теоретико-методологический анализ данной проблемы приобретает актуальность, поскольку в педагогической действительности сегодня назрел ряд противоречий. Во-первых, важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие детей. Но полноценно развивать и воспитывать ребенка может лишь педагог, который сам находится в процессе самообразования. На практике процесс профессионального самообразования педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального образования. Во-вторых, профессиональное самообразование педагога носит самостоятельный, самодеятельный характер, является его сознательным выбором (Г.И. Аксенова, С.М. Годник, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Р.Х. Шакуров).
В Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование (Берлин, 19 сентября 2003 г.), участники встречи подчеркнули важный вклад сферы высшего образования в процесс реализации обучения в течение всей жизни, они призвали выстраивать свою национальную политику таким образом, чтобы обеспечить достижение этой цели и подтолкнуть вузы и другие заинтересованные организации к увеличению возможностей для обучения в течение всей жизни. Они отмечали необходимость улучшения способов обучения в течение всей жизни в соответствии со стремлениями и возможностями граждан. Положения этого Коммюнике и других документов по итогам встреч участников Болонского процесса подчеркивают важность и актуальность обращения к проблеме организации обучения в течение всей жизни, разработки моделей самообразования, в том числе профессионального самообразования педагога.
Аспекты возникновения и развития личностно-ориентированного
обучения
Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель — ученик» в последнее время получил назва ...
Условия ознакомления младших школьников с элементами графической
грамотности
Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника. Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов г ...
Психологическая характеристика познавательной готовности дошкольников к
обучению в школе
Учебная деятельность - это один из типов воспроизводящей деятельности детей, которая имеет совершенно особое содержание. Говоря, о готовности ребенка к школе мы не можем, не затронуть такой вопрос, как психологическая готовность ребенка к школе. Психологическая готовность к школе - сложное образова ...