Управление начальной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт

Новое образование » Управление начальной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт

Модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Серьёзным шагом в реализации идей модернизации российского образования стала президентская Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [9], определившая пять основных направлений развития общего образования: «Содержание образования. Обновление образовательных стандартов», «Система поддержки талантливых детей», «Развитие учительского потенциала», «Современная школьная инфраструктура» и «Формирование культуры здоровья школьников».

Новые вызовы времени порождают принципиально иные требования к образованию, его результатам и поэтому требуют внедрения нового поколения стандартов. Разработанная Российской академией образования, Концепция федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС) [7], определила новый общественной статус стандарта. ФГОС является механизмом реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права. По своему юридическому статусу ФГОС представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации. Новые ФГОС, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

• изменение метода обучения (от «знаниевого» к «деятельностному»);

• изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов, обретения духовно-нравственного и социального опыта);

• изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

• изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС начального общего образования).

Кроме этого, поскольку самым ценным результатом деятельности системы образования является сформированная личность, соответствующая социальному заказу общества, важнейшей задачей становится изменение позиции педагога по отношению себя и ребенка как субъектов образовательного процесса, по отношению педагогической деятельности, и по отношению ее содержания и результатов.

ФГОС – основной нормативный акт, обеспечивающий кардинальные изменения в организации образовательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка, создание в школе атмосферы, способствующей максимальной самореализации обучающегося. В настоящее время всем образовательным учреждениям (далее – ОУ) предстоит важная и сложная работа по внедрению стандарта: разработка основной образовательной программы учреждения, освоение новых УМК. Принципиально важным является и подготовка учителей к реализации стандарта нового поколения, а руководителей – к инновационному развитию образовательной системы школы. Переход ОУ на ФГОС влечёт за собой и необходимость принятия новых управленческих решений. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает значимость эффективного управления образовательным учреждением, способного обеспечить выполнение поставленных государством задач. Как показывает практика, решение данной задачи осложняется несоответствием содержания и функций существующей системы управления педагогическим коллективом требованиям государства к обеспечению условий внедрения ФГОС. Данная проблема обусловлена противоречием между «старым» и «новым»: низким уровнем технологической и информационно-коммуникационной компетентности педагогических кадров и новыми квалификационными требованиями; устаревшей материально-технической базой и требованиями к компьютеризации образовательного процесса; управлением функционированием школы и необходимостью управлять ее инновационным развитием; компетентностью управленческого аппарата в вопросах тактического управления и необходимостью обеспечения стратегического управления.

Данные противоречия определили актуальность и целесообразность нашего исследования.

Цель исследования: создание системы управления МОУ «НОШ №6», способной в условиях кадрового и профессионального дефицита обеспечить эффективное внедрение ФГОС НОО.

Объект исследования – процесс управления.

Предмет исследования – содержание системы управления по внедрению ФГОС.

Гипотеза: переход на ФГОС НОО будет эффективным при условии изменения системы управления школой с учетом требований к условиям реализации ООП НОО: кадровым, информационно-методическим, финансово-экономическим, материально-техническим, нормативно-правовым.

Задачи исследования:

Изучить теоретические основы управления начальной общеобразовательной школой.

Определить современные требования к обеспечению условий внедрения ФГОС.

Проанализировать содержание и функции системы управления МОУ «НОШ №6».

Определить изменения в системе управления, необходимые для эффективного внедрения ФГОС.

Разработать новую систему управления МОУ «НОШ №6».

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы и публикаций, посвященных рассматриваемой теме, анализ статистических данных, метод прогнозирования.

Данное исследование носит прикладной характер, так как проведено с целью решения актуальной для конкретного образовательного учреждения проблемы. Практическая значимость исследования видится в возможности внедрения полученных результатов в практику управления малокомплектной, сельской школой.

Структура работы построена в соответствии с логикой исследования, его темой, целью, задачами и включает: введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru