Управление начальной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт

Новое образование » Управление начальной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт

Модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Серьёзным шагом в реализации идей модернизации российского образования стала президентская Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [9], определившая пять основных направлений развития общего образования: «Содержание образования. Обновление образовательных стандартов», «Система поддержки талантливых детей», «Развитие учительского потенциала», «Современная школьная инфраструктура» и «Формирование культуры здоровья школьников».

Новые вызовы времени порождают принципиально иные требования к образованию, его результатам и поэтому требуют внедрения нового поколения стандартов. Разработанная Российской академией образования, Концепция федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС) [7], определила новый общественной статус стандарта. ФГОС является механизмом реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права. По своему юридическому статусу ФГОС представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации. Новые ФГОС, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

• изменение метода обучения (от «знаниевого» к «деятельностному»);

• изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов, обретения духовно-нравственного и социального опыта);

• изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

• изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС начального общего образования).

Кроме этого, поскольку самым ценным результатом деятельности системы образования является сформированная личность, соответствующая социальному заказу общества, важнейшей задачей становится изменение позиции педагога по отношению себя и ребенка как субъектов образовательного процесса, по отношению педагогической деятельности, и по отношению ее содержания и результатов.

ФГОС – основной нормативный акт, обеспечивающий кардинальные изменения в организации образовательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка, создание в школе атмосферы, способствующей максимальной самореализации обучающегося. В настоящее время всем образовательным учреждениям (далее – ОУ) предстоит важная и сложная работа по внедрению стандарта: разработка основной образовательной программы учреждения, освоение новых УМК. Принципиально важным является и подготовка учителей к реализации стандарта нового поколения, а руководителей – к инновационному развитию образовательной системы школы. Переход ОУ на ФГОС влечёт за собой и необходимость принятия новых управленческих решений. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает значимость эффективного управления образовательным учреждением, способного обеспечить выполнение поставленных государством задач. Как показывает практика, решение данной задачи осложняется несоответствием содержания и функций существующей системы управления педагогическим коллективом требованиям государства к обеспечению условий внедрения ФГОС. Данная проблема обусловлена противоречием между «старым» и «новым»: низким уровнем технологической и информационно-коммуникационной компетентности педагогических кадров и новыми квалификационными требованиями; устаревшей материально-технической базой и требованиями к компьютеризации образовательного процесса; управлением функционированием школы и необходимостью управлять ее инновационным развитием; компетентностью управленческого аппарата в вопросах тактического управления и необходимостью обеспечения стратегического управления.

Данные противоречия определили актуальность и целесообразность нашего исследования.

Цель исследования: создание системы управления МОУ «НОШ №6», способной в условиях кадрового и профессионального дефицита обеспечить эффективное внедрение ФГОС НОО.

Объект исследования – процесс управления.

Предмет исследования – содержание системы управления по внедрению ФГОС.

Гипотеза: переход на ФГОС НОО будет эффективным при условии изменения системы управления школой с учетом требований к условиям реализации ООП НОО: кадровым, информационно-методическим, финансово-экономическим, материально-техническим, нормативно-правовым.

Задачи исследования:

Изучить теоретические основы управления начальной общеобразовательной школой.

Определить современные требования к обеспечению условий внедрения ФГОС.

Проанализировать содержание и функции системы управления МОУ «НОШ №6».

Определить изменения в системе управления, необходимые для эффективного внедрения ФГОС.

Разработать новую систему управления МОУ «НОШ №6».

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы и публикаций, посвященных рассматриваемой теме, анализ статистических данных, метод прогнозирования.

Данное исследование носит прикладной характер, так как проведено с целью решения актуальной для конкретного образовательного учреждения проблемы. Практическая значимость исследования видится в возможности внедрения полученных результатов в практику управления малокомплектной, сельской школой.

Структура работы построена в соответствии с логикой исследования, его темой, целью, задачами и включает: введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.

Новые статьи:

Блоки Дьенеша
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно вст ...

Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Тестирование знаний пу ...

Концептуальные основы создания инновационных предприятий вузами
инновационный компания университет За последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки, так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования н ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru