Особенности управления начальной общеобразовательной школой в условиях перехода на ФГОС

Новое образование » Управление начальной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт » Особенности управления начальной общеобразовательной школой в условиях перехода на ФГОС

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Главной целью начального образования в недалеком прошлом считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Особенностью содержания современного начального образования в условиях введения государственного образовательного стандарта второго поколения является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность ребенка к организации самостоятельной учебной деятельности.

Полномасштабные изменения, происходящие в системе образования (в том числе, введение ФГОС), происходят не только в отношении содержания образования, организации образовательного процесса и его методологии, но и в управлении образовательными учреждениями и системами.

Процесс управления всегда строится посредством выполнения управленцами определенных управленческих решений. Любой руководитель, занимаясь своим непосредственным делом, производит такие управленческие действия, как целеполагание; прогнозирование; планирование; организация; мотивация; стимулирование; координация; коммуникация; принятие решения; анализ; контроль; регулирование.

Они направлены на следующие объекты управления:

учебно-воспитательную работу;

опытно-экспериментальную работу;

методическое обеспечение;

обеспечивающие процессы и т.п.

Управленческие действия не изменятся в связи с введением новых стандартов, но должно измениться их содержательное и функциональное наполнение. Кроме этого, расширяется и усложняется состав объектов управления. В связи с введением ФГОС серьезному изменению подвергается вся управляющая система школы.

Особенностями управления начальной школой являются:

неполный штат управленческого аппарата: отсутствие заместителя директора по воспитательной работе, заведующего хозяйством, педагога-психолога,

вынужденное внешнее и внутренне совместительство учителей при отсутствии ставок педагогов дополнительного образования, маленькой учебной нагрузки учителей-предметников (музыка, физическая культура, иностранный язык),

недостаточно возможностей для развития материально-технического, информационно-методического и нормативно-правового обеспечения процессов управления.

Это обуславливает специфику управленческой деятельности руководителя начальной школы, который обязан обеспечить не только оптимальное функционирование школы как образовательной системы, но и ее инновационное развитие.

Системность и цикличность управленческой деятельности как основные принципы лежат в основе управления любым образовательным учреждением, независимо от его вида и масштаба. Для обеспечения реализации данных принципов в условиях инновационных преобразований руководителю школы-ступени необходимо внести изменения либо в штатное расписание (по возможности), либо в организационную структуру учреждения.

Таким образом, содержание управления начальной общеобразовательной школой в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт имеет свои специфические особенности. Во-первых, ввиду того, что школа является одноступенной, усложняется процесс управления преемственностью образования. Во-вторых, ввиду малочисленности штата руководящих сотрудников не в полной мере обеспечивается реализация принципов управленческой деятельности и переход на ФГОС.

Новые статьи:

Программа по формированию основ здоровья и здорового образа жизни
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов" (1968). Следовательно, в основу д ...

О задачах и проблемах учеников в инокультурной среде
Первая задача для человека, попавшего в инокультурную школу, это учить язык, на котором ведется преподавание. В школах в этом почти не помогают, и школьнику приходится просто впитывать этот язык из среды самому, сначала очень пассивно, а позже понемногу начиная самому использовать запомнившиеся сло ...

Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека (Белов, 1999). Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей фо ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru