В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.
Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить начальный уровень музыкальности детей младшего дошкольного возраста;
2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного возраста, в процессе восприятия музыки;
3. Выявить динамику развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление начального уровня музыкальности у детей
Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня музыкальности детей.
Были поставлены следующие задачи:
Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальности детей;
Выявить первоначальный уровень музыкальности младших дошкольников;
Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).
К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели развития музыкальности (Таблица 1):
|
Ладовое чувство |
Музыкально-слуховые представления |
Чувство ритма |
|
Внимание |
Подпевание знакомой мелодии |
Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков |
|
Просьба повторить. |
Соответствие движения характеру музыки. | |
|
Наличие любимых произведений |
Соответствие движений ритму музыки | |
|
Внешние проявления (эмоциональные) | ||
|
Узнавание знакомой мелодии. |
1.Ладовое чувство
Детям предлагалось послушать два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения:
Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.
2 балла - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной
реакции.
1 балл - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Музыкально-слуховое представление.
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
Экспериментатор предлагает ребенку послушать и подпеть знакомую ему песню «Пирожки».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - пропевание всей фразы или мотива.
2 балла - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.
1 балл - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Чувство ритма.
1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «Ах вы сени».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - точное выполнение ритмического рисунка.
2 балла - допускает небольшие неточности.
1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,
соответствие ритма движений ритму музыки.
Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с
текстом
Одним из важнейших требований современного обучения является вооружение учащихся умениями самостоятельно работать, учиться, способами действия, воспитание у них самостоятельности как черты личности. Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских ум ...
Механизмы и формы дислексий
О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: “Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ...
Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в
современной школе
В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, п ...