В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.
Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить начальный уровень музыкальности детей младшего дошкольного возраста;
2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного возраста, в процессе восприятия музыки;
3. Выявить динамику развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление начального уровня музыкальности у детей
Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня музыкальности детей.
Были поставлены следующие задачи:
Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальности детей;
Выявить первоначальный уровень музыкальности младших дошкольников;
Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).
К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели развития музыкальности (Таблица 1):
Ладовое чувство |
Музыкально-слуховые представления |
Чувство ритма |
Внимание |
Подпевание знакомой мелодии |
Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков |
Просьба повторить. |
Соответствие движения характеру музыки. | |
Наличие любимых произведений |
Соответствие движений ритму музыки | |
Внешние проявления (эмоциональные) | ||
Узнавание знакомой мелодии. |
1.Ладовое чувство
Детям предлагалось послушать два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения:
Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.
2 балла - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной
реакции.
1 балл - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Музыкально-слуховое представление.
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
Экспериментатор предлагает ребенку послушать и подпеть знакомую ему песню «Пирожки».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - пропевание всей фразы или мотива.
2 балла - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.
1 балл - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Чувство ритма.
1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «Ах вы сени».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - точное выполнение ритмического рисунка.
2 балла - допускает небольшие неточности.
1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,
соответствие ритма движений ритму музыки.
Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек знач ...
Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной
работе с семьёй
Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимо влад ...
Сравнительная характеристика мышления и речи детей с
нормальным речевым развитием и с ЗПР
Дети с нормальным развитием на 70% показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Незначительные трудности возникли при решении «Аналитических задач» и составлении пересказа текста «Утята». Видимо, это связано с тем, что детям 6-7 летнего возраста сложно воспринимать и уде ...