Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, экономических, политических и финансовых ситуаций в ближнем и дальнем окружении. Информационное невежество неумолимо приводит к банкротству.
В 50-е годы академик А.А. Харкевич сформулировал закон: "Информация растет пропорционально квадрату национального дохода страны". Сейчас мы убеждаемся, что преобладающую часть мирового информационного массива генерируют высокоразвитые страны.
Огромную ценность для информационного общества приобретают информационные ресурсы - это библиотеки, архивы, музеи, банки данных, знания каждого. В последние десятилетия мировой информационный ресурс достиг колоссальных размеров и продолжает стремительно нарастать. Известно, что человеческие знания по основным направлениям техники и культуры составляют объем примерно 10бит. В Российской государственной библиотеке объем хранилища составляет примерно 10 бит.
Если во времена Ньютона выпускалось пять научных журналов, сейчас их - 200 тыс. Книжный фонд достигает 1,5 млрд названий. Ежегодно публикуется примерно 250 тыс. диссертаций и научных отчетов, 5 млн научных статей, до 1 млн патентов. В целом ежегодный мировой информационный поток оценивают в 10 млн названий, что в пересчете на одного инженера, научного работника, специалиста составляет 1500 страниц в день! Эксперты подсчитали, что за последние 30 лет в мире было произведено разного рода информации больше, чем за предыдущие 5000 лет.
Известно, что в настоящее время во всем мире в компьютерных базах данных, имеющих диалоговый доступ, хранится более 2,2 млрд записей.
В глобальной сети Internet уже сейчас работает около 5 млн компьютеров. В пользовании мирового сообщества находится около 180 млн компьютеров. Такова сейчас электронная информационная вселенная.
Техническую основу оперирования и поиска информации составляют информационные технологии, являющиеся результатом сочетания компьютерной техники, техники передачи и воспроизведения информации. Они позволяют любому человеку, имеющему технические средства доступа, получать независимо от расстояния нужную информацию в нужное время в удобной для него форме. Жизненно важным остается тезис: "Кто располагает нужной информацией, тот оказывается лидером положения".
За счет разработки новых и использования уже зарекомендовавших себя информационных технологий общество эффективно эксплуатирует информационные ресурсы, создавая наукоемкую продукцию, развивая образование, торговлю, экономику. В основе социально-экономического благополучия развитых стран лежат мировые информационные ресурсы и умение их эффективно использовать.
Человек способен воспринимать информацию из внешнего мира по пяти каналам в соответствии с имеющимися у него органами чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Опустив рассуждения о том, как информация воспринимается человеком по этим каналам, отметим две принципиально различные формы представления информации и связанные с этим представлением способы ее обработки и передачи. Речь идет о том, что воспринимаемые человеком сигналы могут быть либо непрерывными (аналоговыми), либо дискретными (цифровыми).
Язык, с помощью которого общаются люди, является знаковой системой представления информации, но если знаки напечатаны на бумаге - это дискретное представление информации, а если передаются в форме устной речи с помощью фонемов (знаковых звуков) - это аналоговая информация. Воспринимаемая зрительно информация является аналоговой.
К дискретной информации, которая представляется дискретными электрическими сигналами, применяют кодирование - процесс описания данных в форме, удобной для передачи, обработки и хранения информации в информационных системах, системах связи, в компьютерах и т.п. В процессе кодирования информация представляется в виде кодов - упорядоченной совокупности условных знаков (например, букв, цифр) или сигналов. К кодированию информации люди прибегали еще в Римской империи и Древней Греции для надежной передачи информации (факельный телеграф) или ее засекречивания.
Кодирование представляет собой не что иное, как сопоставление алфавитов: одному множеству сопоставляется другое, например, алфавиту знаков сопоставляется множество цифр или условных рисунков. Естественный язык представляет собой систему кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи.
Охрана окружающей среды
Все выпускники вузов должны быть ориентированы на воспитание экологически грамотной личности, для этого следует не только расширить и углубить экологическое образование на всех факультетах вузов, но и ориентировать студентов в направлении рационального отношения между человеком и природой в своей б ...
Принципы, цели и задачи эксперимента. Характеристика
контингента
Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами: Принцип гуманизма – любое и ...
Народные праздники, обряды, игры
Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, калам ...