В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразом и др.), синонимами, антонимами. Литературные тексты, читаемые в начальных классах, содержат многочисленные и разнообразные тропы, другие образные слова. Их также нужно находить в процессе подготовки к уроку и планировать работу над ними. Сначала вся работа в начальных классах проводится в практическом плане, без называния терминов, позже вводятся и сами термины [27].
Работа над изобразительно-выразительными средствами языка в начальной школе.
а) Работа над синонимами.
Работа с синонимами — наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, о действиях, о признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат синонимами. Так, в «Словаре синонимов» 3. Е. Александровой к слову глупый дается 37 синонимов. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены учащимися начальных классов.
Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному — или выделяя в называемой вещи различные ее стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения. Синонимы могут различаться, во-первых, оттенками лексического значения, во-вторых, эмоционально-экспрессивной окраской, в-третьих, стилистической принадлежностью, наконец, степенью употребительности и сочетаемостью с другими словами. Так, к слову глупый синоним бестолковый выражает некоторую грубость, пренебрежение, раздражение говорящего; синоним безмозглый не только крайне груб, но и употребляется лишь в разговорной речи.
Синонимы могут обозначать различные оттенки и варианты самого явления сказать - произнести, проговорить, выговорить, молвить, вымолвить, промолвить, изречь и т. д. В этом синонимическом ряду все слова обозначают понятие сказать (говорение), но по-разному: молвить и вымолвить более свойственны народнопоэтическому языку и обозначают спокойное, неторопливое говорение; изречь в современном языке употребляется с иронией; проговорить указывает на сдержанность, неразговорчивость субъекта и т. д.
В начальных классах практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятие о синонимах.
Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:
а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного
образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...
Идея народности воспитания – центральная идея
педагогической теории К.Д. Ушинского
В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведе ...
Формы и содержание работы с семьей
Целью социально-педагогической деятельности является реализация программы комплексной поддержки. Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно. На начальном этапе происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые усло ...