Особенности народных сказок как средства воспитания определенной системы ценностей

Новое образование » Особенности народных сказок как средства воспитания определенной системы ценностей

Глубокие изменения, происходящие в последние двадцать лет в российском обществе, напрямую затронули и воспитание.

Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений воспитания, поисков новых средств формирования моральных и нравственных ценностей подрастающего поколения.

Одним из таких средств могут стать сказки.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. Свой облик и у русских сказок. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт русского народа.

Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Никакие проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, моральные и нравственные ценности. В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение. В народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, народный взгляд на вещи, ум, передана специфика национального языка - все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы добра со злом, и обязательной победы добра. Все вышесказанное свидетельствует о том, что, сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с действительностью и, по- прежнему, является важным средством воспитания.

Поэтому тема работы очень важна и актуальна в настоящее время.

Подход к определению места и значимости воспитания в становлении личности заложили учения В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва и др. Вос- питательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными позициями для определения со- держания и средств духовно-нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как сред- ства общения и познания.

С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы воспитания, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, отсутствуют специальные научные исследования, посвящённые разработке и конструированию педагогических технологий духовно-нравственного воспитания детей, где основным методологическим средством воспитания определенной системы ценностей являлась бы народная сказка, в которой воедино слились её дидактический и воспитывающий потенциалы. Что так же свидетельствует о важности и актуальности темы исследования.

Объект работы - система современного воспитания.

Предмет - средства воспитания.

Цель – изучить особенности народных сказок как средства воспитания определенной системы ценностей.

Задачи:

- изучить теоретические основы проблемы воспитания, дать характеристику воспитанию, ориентированному на определенную систему ценностей;

- охарактеризовать воспитательный потенциал народных сказок как средства воспитания.

Методы исследования: теоретический метод исследования, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Новые статьи:

Течение заикания
Заикание возникает то внезапно, иногда после некоторого периода немоты (от нескольких часов до нескольких дней), то исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней, интоксикации ее. При благоприятных условиях жизни и развития органи ...

Коррекционная работа по формированию мышления и речи детей с ЗПР
Мышление ребёнка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью. В процессе действия с предметами у дошкольников проявляется мотив собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-пред ...

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышления. От изображения того, что он видит, ребенок ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru