Целенаправленность воспитания, задаваемая определенной системой ценностей

Новое образование » Особенности народных сказок как средства воспитания определенной системы ценностей » Целенаправленность воспитания, задаваемая определенной системой ценностей

Классическое определение воспитания дано в энциклопедии: "воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.п.".

И далее – "воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются главным образом в процессе обучения". Как видно из определения, воспитание связано, но не сводимо к обучению.

Несколько иное определение дает педагогическая психология. Исходя из своего предмета, "психология воспитания изучает механизмы возникновения новых образований личности – черт характера, привычек, потребностей и мотивов, способов поведения, новых чувств и отношений которые появляются под влиянием воспитывающих и обучающих воздействий". Она выясняет, почему одни воздействия приводят к одним результатам, а другие – к другим или одни и те же воздействия по-разному влияют на разных людей и даже на одного и того же человека в разных ситуациях.

В общем смысле под воспитанием в психологии и педагогике понимается деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Как видно из приведенных выше определений, по сути своей они мало, чем отличаются друг от друга, а единит их подход к воспитанию как целенаправленному воздействию.

Целенаправленность воспитания – один из принципов воспитания.

"Ценность" - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.

Система ценностей – разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

Главными средствами воспитания целеустремленности, основанной на определенной системе ценностей, являются:

-Правильно поставленное умственное образование.

-Использование в целях воспитания ярких положительных примеров.

-Вовлечение воспитанников в непосредственную практическую трудовую и общественную деятельность, связанную с проведением в жизнь этих высоких принципов.

Одним из основных вопросов воспитания идейной целеустремленности является выработка у учащихся устойчивой системы ценностей, как руководящей основы их поведения. Конечно, в процессе жизни эти цели могут развиваться дальше, уточняться и усложняться. Однако общая линия их развития, должна быть заложена уже в школе.

Однако в последние годы именно "целенаправленность" воспитания подвергается особо жесткой критике как со стороны некоторых педагогов, так и особенно психологов.

Главное доказательство своей правоты они усматривают в том, что "целенаправленность" попирует гуманистические идеалы и дух свободы личности, ее свободное развитие. Это и побудило многих из них отказаться от традиционного для российской педагогики понимания сущности воспитания, предложив новое, более широкое толкование образования как процесса становления личности, в котором определенную роль играет и воспитание.

Надо сказать, что такая точка зрения получила достаточно широкое распространение, поскольку она насаждалась и сверху. Благодаря этому, сам термин "воспитание" стал восприниматься как жупел, как нечто пугающее.

Оппонирующая сторона склонна исходить из того, что любой процесс, будь то воспитание, образование или развитие, если он организуется специалистами, всегда направлен на достижение цели. Иначе зачем? Отсюда проблема лежит в области целеполагания – на что направлены цели, каков их характер и какие средства и методы подтягиваются для их достижения.

Гуманизм – ключевая идея концепций нового воспитания.

Если воспитательный процесс организован таким образом, что гуманистические идеалы находят свое воплощение в жизнедеятельности детского сообщества, то идеям свободны личности не угрожает его целенаправленность.

Новые статьи:

Специфика профориентационной работы с сельскими школьниками на труд в сельском хозяйстве
В настоящее время в сельскохозяйственном производстве насчитывается более 100 рабочих профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих в сельских общеобразовательных школах и сельских ПТУ. Профилирующие профессии сельскохозяйственного производства распределяются следующим образом. Основой пр ...

Общая характеристика речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью
В данном параграфе рассматриваются понятия «умственная отсталость», «умственно отсталые дети», «имбецильность»; причины речевых нарушений олигофренов и общие логопедические подходы к ним; особенности расстройства речи у олигофренов сравнительно с нормой и особенности развития детей с умеренной умст ...

Изучение уровня школьной тревожности у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования школьной тревожности по методике Филлипса у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 1. Рис. 1. Средне-групповые значения уровня школьной тревожности подростков с легкой степенью умственной отсталости и подр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru