Содержание воспитания как основное средство реализации воспитания

Новое образование » Особенности народных сказок как средства воспитания определенной системы ценностей » Содержание воспитания как основное средство реализации воспитания

Страница 1

Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Известно, что цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности.

Термин всестороннее воспитание предполагает конкретную дифференциацию его на составляющие: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и т.д. Все они составляют содержание воспитания.

На протяжении истории педагогики многократно существовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание.

Как известно, в Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития личности. Аристотель обозначил всесторонность как физическое, нравственное и умственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Мантень, Э. Роттердамский), развивая идею всесторонности, вносят еще необходимость эстетического развития.

Позже социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое воспитание, а еще позже К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают необходимость политехнической подготовки всесторонне развитого человека.

С именем В.И. Ленина и теоретиками коммунистического воспитания связана идея приоритетности идейно-политического воспитания, которое стало стержнем теории и методики воспитания на протяжении семидесяти лет развития советского общества.

В период перестройки, разрушения основ коммунистического воспитания была выдвинута идея деполитизации и демократизации школы, всего образования в целом; поэтому как-то само собой ушла в тень идея всестороннего и гармоничного развития личности. Как видно даже из столь беглого анализа, содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества.

Как же обстоят дела в наше время, когда вновь возрос интерес к воспитанию как специально организованному процессу развития личности? В современных условиях появилась возможность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбора основных идей отбора содержания, формулировок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной, модели содержания воспитания. Приведем примеры некоторых концепций.

Так, по мнению Е.В. Бондаревской, основными компонентами воспитания являются:

- воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);

- воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни);

- воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);

- воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчертво);

- воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).

В.А. Караковский считает, что содержание воспитания определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми), Человек.

Лейтмотивом "Программы воспитания школьника" Н.Е. Щурковой выступает "отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается Реальный, конкретный, жестокий, мир, полный проблем, полюбить этот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром".

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Психологические трудности дошкольников
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и ли ...

Анализ готового электива «Английский язык в профессиональной сфере»
Проанализируем элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере», составленный И.С. Рахубой, по данным критериям. С точки зрения структурных компонентов, данное издание включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание изучаемого курса, учебно-тематический план. В титульно ...

Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений
А. Констатирующий эксперимент 1) База исследования и методика констатирующего эксперимента База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально. ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru