Работа классного руководителя с родителями

Страница 1

Важной частью построения воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника.

Семья является той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Роль семьи является решающей на любом возрастном этапе развития ребенка. Она регулирует физическое и эмоциональное развитие маленького человека, влияет на развитие психологического пола, влияет на умственное развитие. Семья знакомит ребенка с социальными нормами, формирует ценностные ориентации, оказывает социальную поддержку. Выполнение данных функций определяется климатом семейных отношений, режимом семейной жизни, содержанием деятельности, присущим различным поколениям членов семьи.

Развитие современных семей проходит в достаточно противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, это акцент общества на проблемах и нуждах семьи, реализация комплексных целевых программ по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей, с другой – процессы, обостряющие семейные процессы. Во-первых, это падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, негативно сказывающихся на психике детей, а так же увеличение числа неполных семей. Во многих подобных случаях подростки отделяются от родителей. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в сложных условиях современности семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Проблема развития личности школьника вполне решаема при взаимодействии педагогов и родителей.

Школа и семья являются основными факторами в воспитании учащихся.

Объединение этих усилий во многом решит проблему воспитания подрастающего поколения. Единство взглядов на воспитание детей у родителей и учителей необходимо для успешного решения вопроса воспитания. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания.

Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны так же, как и в их хорошей успеваемости. Создание при этом условий для нормального обучения и воспитания учащихся школой, родителями и общественностью – один из важнейших факторов. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся.

С помощью различных методических приемов можно добиться доверия – главной цели в педагогическом общении с родителями.

В первую очередь, педагогу необходимо преподносить родителям положительный образ ребенка. Из-за повседневного общения в семье зачастую теряется возможность видеть какие-то стороны личности, теряется возможность их проявления. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

Однако взаимодействие с семьями воспитанников складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика.

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит стеᴨень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете - эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: "я занимаюсь своим делом - школа своим", "в дела школы вмешиваться не стоит: если позовут - тогда прихожу", "мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину - все идет нормально". К этой групᴨе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и ᴨедагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные "ᴨедагогические ножницы" содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно - и критического отношения к воспитателям (родителям и ᴨедагогам).

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru