Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания

Страница 1

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки могут показать:

- как дружба помогает победить зло ("Зимовье");

- как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

- что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница .), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".

Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и тд.

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности.

Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Понятие национальное образование в современной педагогической литературе понимается двояко: как общенациональное (государственное) и как образование конкретной нации, которое в этом смысле сужается до проблемы национальной школы. Наиболее разработано понимание национального образования как образования в национальной школе.

С точки зрения как общенационального, так и национально-этнического рассматривает понятие национальное образование С.И.Гессен. Анализируя национальное образование разных стран, Гессен выявляет различия в подходе к пониманию национального образования. Целью воспитания, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний. В то же время философско-педагогическая концепция С.И.Гессена основана на утверждении о необходимости национального образования как обязательного компонента его содержания, что создает предпосылки для использования народной сказки как средства воспитания определенной системы ценностей в рамках культуры и нравственности русского народа.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Система профессионального образования
Считается, что лучшие в мире колледжи гостиничного менеджмента и туризма находятся именно в Швейцарии. Первый из них был открыт более века назад. Это - Есоlе Hoteliere de Laussanne, где обучается 800 студентов из 44 стран. Иностранный студент, поступив в колледж, уже через год получит сертификат, п ...

Дифференцированные формы умственной отсталости
Наследственно обусловленные формы Болезнь Дауна Наиболее часта форма хромосомной аномалии. Популяционная частота – 1: 700. Выделяют три цитогенетических варианта: регулярная трисомия по 21-й хромосоме (до 93 % всех случаев болезни Дауна), несбалансированная транслокация с участием 21-й хромосомы и ...

Методика создания воспитательной системы
Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать вс ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru