Функциональный аспект особенности использования речи учащимися с умеренной умственной отсталостью как регулятора поведения

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Функциональный аспект особенности использования речи учащимися с умеренной умственной отсталостью как регулятора поведения

В параграфе говорится об особенностях речи детей с умеренной умственной отсталостью при гидроцефалии, шизофрении, ревматизме либо травмах головного мозга и эпилепсии.

Более сложной для детей с умеренной умственной отсталостью оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщениями. Эксперименты, проведённые сотрудниками нейрофизиологической лаборатории, показали, что умственно отсталый ребёнок с данной степенью затрудняется без посторонней помощи сформулировать общее правило, которое явилось бы для него руководством к действию. Если же такое правило высказано (с помощью экспериментатора или других), оно всё–таки недостаточно регулирует деятельность ребёнка. Эту особенность умственного и речевого развития детей также надо учитывать в процессе их обучения в специальной школе, в частности на уроках русского языка (3, с.52-59).

До сих пор была дана схематичная характеристика речи олигофренов. Теперь кратко остановимся на особенностях речи других категорий умственно отсталых детей.

При гидроцефалии (отнюдь не во всех случаях, а лишь иногда) наблюдается обманчивое, внешне как будто очень хорошее развитие речи, которое создаёт иллюзию преждевременного хорошего умственного развития ребёнка. Словарный запас поражает своим обилием. Эти дети иногда употребляют множество очень сложных слов и даже научные термины. Грамматический строй речи носит развёрнутый, чрезмерно полный характер. Рассуждения этих детей иногда носят резонерский, нравоучительный характер. Речь этих детей «пустая», они мало вникают в смысл того, что произносят, повторяют в неподходящих ситуациях всё то, что слышали от других или читали сами. Их речь, хорошо развиваясь как навык, не становится в то же время ни орудием мысли, ни средством подлинного общения. Такого рода развитие речи при умственной отсталости является редким исключением.

Столь же своеобразной, но несколько отличной по форме может быть речь некоторых детей, больных шизофренией. Сам по себе навык правильного понимания и произношения слов может сформироваться у них легко и иногда даже в более ранние сроки, чем это происходит у здоровых детей. Они овладевают достаточным словарным запасом, без труда могут пользоваться сложными грамматическими построениями фраз. Однако речь этих детей нарушена вследствие изменённой личностной позиции. В речи иногда встречаются неожиданные искажения обычных слов, а также слова – неологизмы (заново сочинённые или неправомерно преобразованные, слитые и т. д.).

При умственной отсталости, возникающей вследствие ревматизма либо травм головного мозга, особых затруднений в овладении устной речью, как правило, не возникает, но овладение письменной речью, особенно в период обучения письму, может представлять большую трудность. У таких детей возникает большое количество случайных ошибок: пропуски и перестановки букв, слов, ненужные повторения слогов, случайные описки и т. д.

У таких детей плохо развивается почерк: размашистые, порывистые, неравномерные движения приводят к тому, что почерк очень долго остаётся неустановившимся, небрежным.

И наконец, очень своеобразна речь детей-эпилепсиков. Вначале она похожа на речь олигофренов. Постепенно их речь становится всё вязкой, тягучей. Эти дети склонны к повторению одних и тех же слов и оборотов речи. Их рассказы изобилуют ненужными подробностями. Эпилептики неуместно пользуются уменьшительно - ласкательными окончаниями (ручечка, карандашичек и т. д.) (39, с.108-109).

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по развитию речи на логопедических занятиях с учащимися с умеренной умственной отсталостью должна быть направлена на максимальную активизацию и развитие всех лингвистических компонентов речи. Под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых детей со средней степенью начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится всё более развёрнутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять её, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Даже ребёнок с умеренной умственной отсталостью способен чувствовать отношение к себе. Он переживает обиду, радуется ласке и доброте. Подобно всем детям, он проявляет гнев, страх, любовь, но выражает их более откровенно, чем здоровые дети. Но всё же нельзя забывать о том, что орудие мышления у умственно отсталых с данной степенью возникает и совершенствуется лишь после поступления во вспомогательную школу

Новые статьи:

Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения с ...

Анализ графических редакторов представленных в школьной программе
компьютерный графика photoshop редактор Растровый графический редактор Paint Paint - это программа, поставляемая в комплекте с Windows 95 и предназначенная для создания и редактирования на экране изображений. Эти изображения сохраняются в графических файлах растрового формата (.BMP или .PCX). Каждо ...

Вариативность форм предоставления дошкольной образовательной услуги
Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях не посещения ими детских садов по тем или иным причинам. Следует ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru