Развитие инновационных компаний при высших учебных заведениях: мировой и российский опыт

Новое образование » Развитие инновационных компаний при высших учебных заведениях: мировой и российский опыт

Актуальность темы исследования определяется тем, что проблемы инновационного развития России затрагивают практически все сферы деятельности государства, общества и бизнеса. Понимание этого процесса как самоорганизующейся системы, способной в процессе своего движения определять цели, правила и средства, направляющие и реализующие это движение, предполагает понимание каждым из участников этого процесса своего места в этом движении, своего видения изменяющегося мира и своих способов реализации развития.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально- ориентированную модель развития.

Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году – занятие существенной доли (в 5-10 %) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %) [5].

Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития. Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем.

Один из ключевых вызовов для нашей страны это усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов. В условиях низкой эффективности национальной инновационной системы в России это означает ускоренное «вымывание» из страны сохраняющегося конкурентоспособного потенциала – кадров, технологий, идей, капитала.

Кроме того наша страна и человечество в целом столкнулось с такими вызовами как изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе. В таких условиях реальными конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны. Все это диктует необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в России нет существенных заделов. Для того, чтобы ответить на эти вызовы, России необходимо радикально более глубоко интегрироваться в мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию.

Принятие федерального закона №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» разрешило множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики. Данный закон является значительным шагом в продвижении инновационных разработок вузов на рынок.

Целью диссертационной работы является всестороннее изучение процесса развития инновационных компаний при университетах, изучение мирового и российского опыта.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и значение инновационных компаний в процессе модернизации экономики страны;

- определить взаимодействие инновационных компаний с высшими учебными заведениями;

- определить взаимодействие инновационных компаний с высшими учебными заведениями;

- проанализировать опыт развитых стран Европы в развитии инновационных компаний при вузах;

- изучить особенности деятельности инновационных компаний при университетах в США;

- выделить успешный опыт реализации схем взаимодействия в развивающихся странах;

- рассмотреть формирование политики инновационной деятельности;

- произвести оценку наработанного опыта создания инновационных компаний при вузах;

- обозначить проблемы и перспективы взаимодействия инновационных компаний и университетов.

Объектом исследования являются инновационные компании, создаваемые при высших учебных заведениях.

Предметом исследования является процесс становления и развития отечественных инновационных компаний в вузах с учетом зарубежного опыта.

Исходя из поставленных задач, определилась структура работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первая глава работы посвящена обсуждению теоретических основ деятельности инновационных компаний. Инновационные компании сегодня это хозяйствующие субъекты, характеризующиеся независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.

Все отечественные инновационные компании, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или вузах, и самостоятельные структуры. Инновационные предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. В высокотехнологичных экономиках именно инновационные компании являются наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным динамично реагировать на потребности рынка.

Во второй главе работы изучается мировой опыт зарождения и развития инновационных компаний, их место в экономическом пространстве, важность и необходимость создания, влияние на развитие и взаимодействие трех взаимосвязанных между собой субъектов инновационной деятельности - государства, бизнеса и учреждений науки и образования, задачи и функции, а также достигнутые результаты и возможные неудачи и провалы. При этом модели инновационных систем рассматриваются во временном (историческом) измерении. На базе американской, европейской, а также моделей развития инновационных компаний в развивающихся странах анализируется мировой опыт развития инновационных компаний при вузах.

В третьей главе делается попытка оценить наработанный опыт создания инновационных компаний при вузах и рассмотреть проблемы и перспективы взаимодействия инновационных компаний и университетов.

В заключение работы делаются обобщающие выводы и предложения, описываются все полученные результаты исследования, предлагаются меры по повышению эффективности инновационной деятельности вузов и компаний, создаваемых при вузах.

При написании диссертационной работы использовалась нормативная база (Законодательные и нормативные акты Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ), специальная, научная и периодическая литература, личные наблюдения, данные годовых статистических отчетов за 2009-2012 гг., аналитическая и статистическая информация в сети Интернет.

Новые статьи:

Изучение личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования личностных особенностей (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) по методике Айзенка подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 3. Рис. 3. Средне-групповые значения свойств личности подростков с легкой степенью ...

Психолого-педагогические особенности обогащения лексического запаса младших школьников
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправи ...

Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования
Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., определил 6 ключевых принципов непрерывного образования. Главной идеей непрерывного образования, как учения длиною в жизнь, Европейская комиссия и страны ЕЭС определили всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru