Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:
· Индивидно-групповой;
· Ценностно-ориентационный;
· Функционально-деятельностный;
· Диагностико-результативный;
· Отношенческо-коммуникативный.
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:
1. администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;
2. учащиеся;
3. родители учащихся;
4. другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения [16, 19, 20].
Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:
· ценности сообщества детей и взрослых;
· цели воспитания;
· принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
Этот компонент часто называют ценностно-смысловым ядром воспитательной системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторами образования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности школьного сообщества, содержания и организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представления сообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют одну наиболее важную, определяющую "лицо" и стратегическую линию развития данного учреждения. Эту идею называют ключевой [16, 19].
Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:
· системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;
· основных функций воспитательной системы;
· управления и самоуправления воспитательной системой.
Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. В образовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности: трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующих факторов: интересы и потребности учащихся, особенности педагогического коллектива, тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальные возможности учебного заведения.
Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, социальные партнеры) и ни одна из управленческих функций не "выпадает".
Напомним эти управленческие функции: информационно-аналитическая; планово-прогностическая; мотивационно-целевая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая; регулятивно-коррекционная.
Главной целью управления воспитательной системой является оптимизация функционирования и развития. Как полагают Л.И. Новикова с коллегами, существуют четыре ее основных направления:
1. моделирование строящейся системы;
2. организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;
3. ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов, родителей на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих отношений;
4. рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды [9, 16, 19].
Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:
критерии эффективности воспитательной системы
методы и приемы изучения ее результативности
формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого [4, 9,12].
Технология мониторинга качества воспитательного процесса:
1. Определение методологических оснований, в том числе целей, критериев и показателей.
2. Определение объектов мониторинга.
3. Подбор комплекса методов и конкретных методик.
4. Планирование мониторинга.
5. Предварительная подготовка.
6. Реализация диагностических методик.
7. Обработка результатов.
Методика и организация констатирующего эксперимента
Исследование особенностей связной речи проводилось на базе ДУ №249 города Минска. В эксперименте приняли участие 40 детей: 20 детей 5-5,5 лет, имеющих общее недоразвитие речи - из них 10 мальчиков и 10 девочек и 20 детей 5 -5,5 лет с нормальным речевым развитием - из них 9 мальчиков и 11 девочек. И ...
Цель и задачи
научно-исследовательской работы студентов
Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, дру ...
Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических
источников
познавательный учащийся исторический гражданский право В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Источники значительно расширяют круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности ...