Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Страница 2

Например, Б.Е. Райков в своем труде «Пути и методы натуралистического просвещения», характеризуя исследовательский метод обучения биологии на основе обучения окружающей действительности, писал, что: «это есть метод умозаключения от конкретных фактов самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками» [24 и др.].

В исследованиях И.С. Матрусова указывается что «под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учениками фактами из окружающей их действительности и изученным программным материалом в целях повышения качества знаний» [13, 17 и др.].

В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, то есть истолкование общего на конкретных примерах данной местности, что делает изучаемый материал конкретным и близким школьнику, доступным наблюдению, анализу, обобщению вызывает интерес, способствует активизации процесса обучения, помогает пробуждать и развивать интерес к окружающей среде, жизни.

Большой вклад в разработку отдельных аспектов проблемы краеведческого подхода внесли такие ученые, как А.С. Барков, А.Н. Захлебный, А.В. Даринский, И.Н. Пономарева, И.Д. Зверев, И.С. Матрусов, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, К.Ф. Строев и другие ученые.

Они считали, что научные знания о природе и понимании школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработки умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде.

Основное назначение краеведческого подхода в изучении школьных учебных предметов – это повышение познавательной активности учеников, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками в изучении природного, социального и техногенного окружения родного края.

Огромное значение краеведческий подход проявляет и в воспитательном отношении, так как одной из важнейших задач школьного естественнонаучного образования является формирование научного мировоззрения у школьников, составной частью которого является последовательное формирование отношения человека к окружающей его социальной и природной среде. В связи с этим задачей школьного естественнонаучного образования является последовательное формирование ответственного отношения к природе, которое должно проявляться в разных формах и видах деятельности учащихся, выражая их устойчивую гражданскую позицию [12, 13 и др.]. Научные знания о природе и понимание школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработку умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде [21 и др.].

Применение полученных знаний, умений и навыков по охране природы согласуется и с задачами экологического воспитания учеников, привитию им чувств бережливости, сохранению ценностей, предъявляемых природой и созданных трудом человека.

Таким образом, краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности [13 и др.].

По мнению И.Д. Зверева: «нельзя переоценить значение краеведения применительно к реализации задач, например, экологического образования, ибо ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для развития и раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружение его умениями и навыками жить с ней в гармонии» [12 и др.].

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, – писал А.С. Барков – любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значить полюбить его более глубоко» [5 и др.].

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) имеет своей целью формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей [19, с. 5-6].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Система уроков по теме
Классно-урочная система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и ...

Теплопередача
Теплопередача – это процесс переноса теплоты внутри тела или от одного тела к другому, обусловленный разностью температур. Интенсивность переноса теплоты зависит от свойств вещества, разности температур и подчиняется экспериментально установленным законам природы. Чтобы создавать эффективно работаю ...

Выявление взаимосвязей между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости
С целью определения связи между показателями общительности, нервно-психической неустойчивости, тревожности-самоуверенности и физической агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены ниже в виде корреляционных плеяд. В г ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru