Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Страница 2

Например, Б.Е. Райков в своем труде «Пути и методы натуралистического просвещения», характеризуя исследовательский метод обучения биологии на основе обучения окружающей действительности, писал, что: «это есть метод умозаключения от конкретных фактов самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками» [24 и др.].

В исследованиях И.С. Матрусова указывается что «под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учениками фактами из окружающей их действительности и изученным программным материалом в целях повышения качества знаний» [13, 17 и др.].

В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, то есть истолкование общего на конкретных примерах данной местности, что делает изучаемый материал конкретным и близким школьнику, доступным наблюдению, анализу, обобщению вызывает интерес, способствует активизации процесса обучения, помогает пробуждать и развивать интерес к окружающей среде, жизни.

Большой вклад в разработку отдельных аспектов проблемы краеведческого подхода внесли такие ученые, как А.С. Барков, А.Н. Захлебный, А.В. Даринский, И.Н. Пономарева, И.Д. Зверев, И.С. Матрусов, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, К.Ф. Строев и другие ученые.

Они считали, что научные знания о природе и понимании школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработки умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде.

Основное назначение краеведческого подхода в изучении школьных учебных предметов – это повышение познавательной активности учеников, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками в изучении природного, социального и техногенного окружения родного края.

Огромное значение краеведческий подход проявляет и в воспитательном отношении, так как одной из важнейших задач школьного естественнонаучного образования является формирование научного мировоззрения у школьников, составной частью которого является последовательное формирование отношения человека к окружающей его социальной и природной среде. В связи с этим задачей школьного естественнонаучного образования является последовательное формирование ответственного отношения к природе, которое должно проявляться в разных формах и видах деятельности учащихся, выражая их устойчивую гражданскую позицию [12, 13 и др.]. Научные знания о природе и понимание школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработку умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде [21 и др.].

Применение полученных знаний, умений и навыков по охране природы согласуется и с задачами экологического воспитания учеников, привитию им чувств бережливости, сохранению ценностей, предъявляемых природой и созданных трудом человека.

Таким образом, краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности [13 и др.].

По мнению И.Д. Зверева: «нельзя переоценить значение краеведения применительно к реализации задач, например, экологического образования, ибо ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для развития и раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружение его умениями и навыками жить с ней в гармонии» [12 и др.].

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, – писал А.С. Барков – любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значить полюбить его более глубоко» [5 и др.].

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) имеет своей целью формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей [19, с. 5-6].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Народные праздники, обряды, игры
Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, калам ...

Исторический экскурс в теории воспитания
Теории воспитания - это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием услов ...

Психологические трудности дошкольников
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и ли ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru