Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании

Основная тенденция совершенствования содержания школьного предметного образования – развитие личности каждого ученика на основе их внутреннего потенциала. Приобщение школьника к истокам культуры, искусства, народного быта, истории и природы родного края и, таким образом, экологической культуры сегодня является ведущим направлением развития школы (С.И. Махов и др.). В этом плане особое внимание в школьных дисциплинах должно быть уделено экологизации и краеведению. Следовательно, одним из направлений совершенствования предметного образования в настоящее время является реализация краеведческого принципа или подхода. Значение краеведческого подхода в системе естественнонаучного образования школьников является общепринятым.

Краеведение, являясь составной частью общего естественнонаучного образования, рассматривается, как целостная система понятий, охватывающих широкий круг вопросов теоретической и практической значимости о природе родного края, в основе которых выделяют отдельно взятые организмы и биоэкологические микро- и макросистемы.

В настоящее время реализация краеведческого принципа (подхода) в обучении школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» продолжает считаться новым направлением и еще не получившего должного отражения в научной литературе и в практике школьного предметного образования.

Более подробные исследования проводились в естественнонаучном и гуманитарном образовании, например, в биологии, в географии, в экологии, в истории и др.

Так, проблеме реализации краеведческого принципа в естественнонаучном образовании (биология, география, экология) посвящены многочисленные исследования в работах ученых, таких как А.С. Барков, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.С. Матрусов, С.И. Махов, В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, П.В. Станкевич, Т.А. Бабакова, И.Г. Суравегина и другие.

В настоящее время существует и развивается целое направление в образовании – биолого-краеведческое, которое предполагает педагогически целенаправленное взаимодействие учителя с учащимися, посредством которого осуществляется процесс познания природы родного края: растительного, животного мира и неживой природы в их тесной взаимосвязи.

Кроме того, стремление использовать позитивное влияние краеведения на решение образовательных задач привело к выделению различных направлений: «географическое краеведение», «биологическое краеведение», «историческое краеведение», «экологическое краеведение» и другие.

Реализация краеведческого подхода в образовании несет высокий нравственный, эстетический, патриотический потенциал, так как предполагает изучение близлежащего природного, техногенного и социально-культурного окружения каждой личности современного общества.

С 1991 года в образовательных учреждениях России начала формироваться новое образовательное пространство «Безопасность жизнедеятельности», в центре внимания которой находится человек как самоцель развития общества.

Образовательное пространство «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для формирования и развития у обучаемых цельного представления об опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и о мере защиты от их последствий. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост материального благополучия общества приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, загрязнению биосферы в процессе производственной деятельности человека. Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) негативно влияет на здоровье каждого человека, проживающего на конкретной территории, в конкретном родном крае. В этих условиях становится очевидной необходимость изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на краеведческом материале.

Анализ качества краеведческой подготовки учащихся 8-го класса показал, что их знания об основных особенностях края бессистемны. Школьники слабо ориентируются в краеведческом материале, испытывают затруднения в применении полученных знаний на практике.

В результате анализа ныне действующих программ и учебников по «Основам безопасности жизнедеятельности» было выявлено, что в их содержании слабо отражен краеведческий материал, недостаточно указаны для организации деятельности школьников задания краеведческого содержания при изучении ОБЖ в 8-м классе.

К тому же содержание школьных учебников мало способствует формированию ценностного отношения учащихся к окружающей среде родного края.

Таким образом, актуальность проблемы реализации краеведческого подхода при обучении курса ОБЖ, накопленный опыт развития знаний краеведческого содержания в естественнонаучном образовании служит основанием и доказывает своевременность выбора нами данной темы исследования.

Цель исследования: повышение эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности школьника при изучении курса ОБЖ путем разработки и внедрения в него системы заданий краеведческого характера.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс подготовки школьников в курсе ОБЖ в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить состояние исследуемой проблемы в науке и практике изучения краеведческого подхода в рамках предметного и естественнонаучного образования в средней школе;

2. Разработать систему заданий краеведческого характера, методику и условия их реализации в практике средней школы;

3. Экспериментально подтвердить, что реализация системы заданий краеведческого характера на уроках по ОБЖ в 8-м классе приводит к повышению общего уровня знаний по предмету.

Для решения поставленных задач была использована следующая совокупность методов исследования:

1. Теоретические методы: анализ и синтез методической и психолого-педагогической литературы; анализ содержания и программы по основам безопасности жизнедеятельности; моделирование.

2. Экспериментальные методы: педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование.

3. Методы качественного и количественного анализа данных: компонентный, поэлементный анализ, построение графика; методическая интерпретация результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации системы заданий краеведческого содержания, методики их использования на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут служить основой для совершенствования практики формирования и развития предметных понятий в 8-м классе через введение в учебно-воспитательный процесс системы заданий краеведческого характера.

Новые статьи:

Температура. Измерение температуры
тепловой явление лабораторный урок Температура (от лат. temperatura — надлежащее смешение, нормальное состояние) — скалярная физическая величина, характеризующая приходящуюся на одну степень свободы среднюю кинетическую энергию частиц макроскопической системы, находящейся в состоянии термодинамичес ...

Механизмы и формы дислексий
О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: “Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ...

Теория Пиаже
Исследования Жана Пиаже называют клиническим подходом к пониманию мыслительных процессов у детей. По сути его метод состоял в свободной беседе с детьми различного возраста с целью выяснить особенности их восприятия и понятийного мышления от рождения до юношества. Среди основных понятий, которыми оп ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru