Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Страница 4

о сезонных явлениях в жизни животных, растений, сроках их наступления и причинах этих явлений (на материале регионального характера);

об учете и рациональном использовании природных богатств родного края;

о видах растений, животных, указывающих на особенности условий среды данной местности (биоиндикация);

о научных основах охраны природы родного края;

о роли школьников в охране природы родного края [26-28 и др.].

Именно такие знания, умения и навыки краеведческого содержания возможно и необходимо включать в предметное обучение школьников.

Основываясь на исследованиях ученых в естественнонаучном образовании, мы считаем необходимым включение краеведческих знаний в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью обеспечения последовательного увеличения информации о наиболее вероятных опасных и чрезвычайных ситуациях в родном крае, с которыми может встретиться человек (обучающийся) в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности.

Рис. 1 – Модель реализации краеведческого подхода в образовательном пространстве по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Как было отмечено ранее, краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения [5, 29 и др.]. Поэтому, использование краеведческого материала в предметном обучении имеет большое нравственное, эстетическое, патриотическое и этическое значение. Велика роль краеведения и в восприятии целостности природы, ее естественной многоликости и сложной взаимосвязи. Лес, луг, болото – каждое сообщество обладает специфическими красками, формой, размерами и представителями типичных видов [5, 17, 21, 29 и др.].

Важной задачей школьного обучения является пробуждение интереса учащихся к проблемам взаимодействия природы и общества, охране природы в родном крае. Возбуждение интереса школьников связано, прежде всего, с обоснованием необходимости и раскрытия перспектив управления сложной системой «Природа – Общество» на локальном уровне. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирует у школьников научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а так же социально значимую ценностную ориентацию личности.

Интерес к природе, воспитание бережного отношения к ней, интерес к безопасности личности в социально-природной среде, к возможным опасным и чрезвычайным ситуациям в ней будет успешно развиваться лишь при умении школьника наблюдать, замечать, останавливать взгляд и мысль на окружающих природно-социальных явлениях. Живое восприятие природы, умело организованное наблюдение, простейшие эксперименты обогащают чувственный опыт школьника. Чтобы успешно выполнить программу наблюдений необходимо не только уметь описывать явления, но и устанавливать сущность природно-социальных взаимосвязей. Познавая сущность явлений, учащиеся не только находят в них особенные черты, приводящие к обобщениям, но и к доказательному усвоению определенных закономерностей в природно-социальной среде. Поэтому особую воспитательную ценность приобретает краеведческий материал, отражающий наблюдения за природно-социальной средой родного края [13].

Таким образом, в школьном образовательном пространстве «Основы безопасности жизнедеятельности» использование краеведческих знаний дает учащимся целостное представление об окружающем мире, его природном богатстве, а также формирует ценностно-мотивационную сферу школьников в области отношений к родной природе, основанную на моральных принципах, правовых нормах и патриотизме цивилизованного общества.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Требования к организации любого вида развивающей деятельности
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных ...

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь
Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает: o учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.), o учреждения и сл ...

Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru