Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Страница 4

о сезонных явлениях в жизни животных, растений, сроках их наступления и причинах этих явлений (на материале регионального характера);

об учете и рациональном использовании природных богатств родного края;

о видах растений, животных, указывающих на особенности условий среды данной местности (биоиндикация);

о научных основах охраны природы родного края;

о роли школьников в охране природы родного края [26-28 и др.].

Именно такие знания, умения и навыки краеведческого содержания возможно и необходимо включать в предметное обучение школьников.

Основываясь на исследованиях ученых в естественнонаучном образовании, мы считаем необходимым включение краеведческих знаний в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью обеспечения последовательного увеличения информации о наиболее вероятных опасных и чрезвычайных ситуациях в родном крае, с которыми может встретиться человек (обучающийся) в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности.

Рис. 1 – Модель реализации краеведческого подхода в образовательном пространстве по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Как было отмечено ранее, краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения [5, 29 и др.]. Поэтому, использование краеведческого материала в предметном обучении имеет большое нравственное, эстетическое, патриотическое и этическое значение. Велика роль краеведения и в восприятии целостности природы, ее естественной многоликости и сложной взаимосвязи. Лес, луг, болото – каждое сообщество обладает специфическими красками, формой, размерами и представителями типичных видов [5, 17, 21, 29 и др.].

Важной задачей школьного обучения является пробуждение интереса учащихся к проблемам взаимодействия природы и общества, охране природы в родном крае. Возбуждение интереса школьников связано, прежде всего, с обоснованием необходимости и раскрытия перспектив управления сложной системой «Природа – Общество» на локальном уровне. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирует у школьников научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а так же социально значимую ценностную ориентацию личности.

Интерес к природе, воспитание бережного отношения к ней, интерес к безопасности личности в социально-природной среде, к возможным опасным и чрезвычайным ситуациям в ней будет успешно развиваться лишь при умении школьника наблюдать, замечать, останавливать взгляд и мысль на окружающих природно-социальных явлениях. Живое восприятие природы, умело организованное наблюдение, простейшие эксперименты обогащают чувственный опыт школьника. Чтобы успешно выполнить программу наблюдений необходимо не только уметь описывать явления, но и устанавливать сущность природно-социальных взаимосвязей. Познавая сущность явлений, учащиеся не только находят в них особенные черты, приводящие к обобщениям, но и к доказательному усвоению определенных закономерностей в природно-социальной среде. Поэтому особую воспитательную ценность приобретает краеведческий материал, отражающий наблюдения за природно-социальной средой родного края [13].

Таким образом, в школьном образовательном пространстве «Основы безопасности жизнедеятельности» использование краеведческих знаний дает учащимся целостное представление об окружающем мире, его природном богатстве, а также формирует ценностно-мотивационную сферу школьников в области отношений к родной природе, основанную на моральных принципах, правовых нормах и патриотизме цивилизованного общества.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе
В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В): Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказа ...

Разработка внеклассного мероприятия с использованием подручного материала
Тема: Солёное тесто Класс: 6 Цель: Образовательная - способствовать формированию знаний у учащихся о солёном тесте. Развивающая - расширить кругозор знаний у учащихся. Воспитательная - способствовать развитию таких качеств личности, как аккуратность, нравственность, точность при выполнении работы. ...

Понятие цели воспитания
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изме ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru