Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Страница 3

Основная задача курса ОБЖ – подготовить школьников к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них умения и навыки здорового образа жизни и умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждений человека.

Основную задачу курса ОБЖ возможно и необходимо реализовывать на краеведческом материале. При этом учитель-предметник должен предусмотреть и изменить на основе краеведческого подхода следующие условия для реализации вышеизложенной задачи курса ОБЖ:

обеспечение формирования и развития у школьников знаний, умений и навыков по вопросам безопасного поведения в их повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях глобального, регионального и особенно местного (локального) характера;

построение содержания учебного процесса с учетом объективных опасностей для жизни и здоровья людей в процессе познания и преобразования ими окружающей среды, особенно окружающей среды родного края;

ориентирование системы управления формированием безопасности жизнедеятельности человека в реальной окружающей среде на социальную адаптацию к окружающим условиям на основе личностно-ориентированного и краеведческого подходов;

обеспечение комплексного воздействия на личность учащегося путем формирования у него умений и навыков безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности [19].

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в науке и практике имеются различные трактовки сущности понятия «краеведение»: «учебный предмет», «метод обучения», «принцип», «подход». Несмотря на разнообразие понимания учеными данного понятия, краеведение является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе.

В данной работе мы используем понятие «краеведческий подход», применяемый нами в связи с отбором содержания и видов деятельности школьников в предметном обучении.

Использование краеведческого подхода оказывает влияние на отбор содержания по Основам безопасности жизнедеятельности. При этом в содержании курса ОБЖ акцентируется внимание на введение знаний краеведческого характера, которые условно объединены в группы. К таковым группам относятся:

знания об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни родного края;

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера родного края;

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера родного края;

знания о научных основах охраны и рационального использования природы родного края;

знания о многообразии и роли видов живых организмов в природе родного края и хозяйственной деятельности человека в родном крае;

знания о сезонных явлениях в жизни живых организмов, сроках их наступления и причинах этих явлений в родном крае.

Кроме этого, использование краеведческого подхода изменяет результат обучения.

В частности, одним из ожидаемых результатов в школе при изучении Основ безопасности жизнедеятельности становится усвоение учащимися системы соответствующих знаний (по основам безопасности жизнедеятельности и краеведению), а также системы ценностных отношений к природе (природно-социальной среде) родного края. Механизмом же их формирования и развития мы считаем систему заданий краеведческого содержания, которые включаются в разные этапы урока по изучению Основ безопасности жизнедеятельности 8-ого класса.

Наглядно реализация краеведческого подхода при изучении школьниками ОБЖ в 8-ом классе представлена на рисунке 1.

В исследованиях П.В. Станкевича отмечено, что в школьном предмете «Биология» краеведческие понятия содержат знания и ценностные ориентации, формирующие и развивающие экологическую культуру личности школьника.

Основополагающими в этой системе являются знания и умения:

о многообразии видов животных родного края;

о природных сообществах как взаимодействии растений, животных и биологической среды в природных условиях;

о роли диких животных, растений родного края в природе и хозяйственной деятельности человека;

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Общая характеристика Тверской области
Тверская область – самый крупный субъект Российской Федерации в Центральном федеральном округе по занимаемой площади (84 тыс. кв. км), представляет собой территорию с населением 1,4 млн. человек и большой продолжительностью дорог (22 тыс. км, из них 6 тыс. км – поселковых). В Тверской области: Горо ...

Методические рекомендации по коррекции развития двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Для того чтобы разработать методические рекомендации по развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, необходимо знать факторы, влияющие на продуктивность двигательного запоминания детей данной категории. Эти факторы могут быть субъективными (предшествующий ...

Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru