Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Страница 3

Основная задача курса ОБЖ – подготовить школьников к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них умения и навыки здорового образа жизни и умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждений человека.

Основную задачу курса ОБЖ возможно и необходимо реализовывать на краеведческом материале. При этом учитель-предметник должен предусмотреть и изменить на основе краеведческого подхода следующие условия для реализации вышеизложенной задачи курса ОБЖ:

обеспечение формирования и развития у школьников знаний, умений и навыков по вопросам безопасного поведения в их повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях глобального, регионального и особенно местного (локального) характера;

построение содержания учебного процесса с учетом объективных опасностей для жизни и здоровья людей в процессе познания и преобразования ими окружающей среды, особенно окружающей среды родного края;

ориентирование системы управления формированием безопасности жизнедеятельности человека в реальной окружающей среде на социальную адаптацию к окружающим условиям на основе личностно-ориентированного и краеведческого подходов;

обеспечение комплексного воздействия на личность учащегося путем формирования у него умений и навыков безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности [19].

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в науке и практике имеются различные трактовки сущности понятия «краеведение»: «учебный предмет», «метод обучения», «принцип», «подход». Несмотря на разнообразие понимания учеными данного понятия, краеведение является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе.

В данной работе мы используем понятие «краеведческий подход», применяемый нами в связи с отбором содержания и видов деятельности школьников в предметном обучении.

Использование краеведческого подхода оказывает влияние на отбор содержания по Основам безопасности жизнедеятельности. При этом в содержании курса ОБЖ акцентируется внимание на введение знаний краеведческого характера, которые условно объединены в группы. К таковым группам относятся:

знания об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни родного края;

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера родного края;

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера родного края;

знания о научных основах охраны и рационального использования природы родного края;

знания о многообразии и роли видов живых организмов в природе родного края и хозяйственной деятельности человека в родном крае;

знания о сезонных явлениях в жизни живых организмов, сроках их наступления и причинах этих явлений в родном крае.

Кроме этого, использование краеведческого подхода изменяет результат обучения.

В частности, одним из ожидаемых результатов в школе при изучении Основ безопасности жизнедеятельности становится усвоение учащимися системы соответствующих знаний (по основам безопасности жизнедеятельности и краеведению), а также системы ценностных отношений к природе (природно-социальной среде) родного края. Механизмом же их формирования и развития мы считаем систему заданий краеведческого содержания, которые включаются в разные этапы урока по изучению Основ безопасности жизнедеятельности 8-ого класса.

Наглядно реализация краеведческого подхода при изучении школьниками ОБЖ в 8-ом классе представлена на рисунке 1.

В исследованиях П.В. Станкевича отмечено, что в школьном предмете «Биология» краеведческие понятия содержат знания и ценностные ориентации, формирующие и развивающие экологическую культуру личности школьника.

Основополагающими в этой системе являются знания и умения:

о многообразии видов животных родного края;

о природных сообществах как взаимодействии растений, животных и биологической среды в природных условиях;

о роли диких животных, растений родного края в природе и хозяйственной деятельности человека;

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма
Гуманность или человечность – одно из основных жизнепроявлений человека. Это качество возникало и развивалось на самых ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с превращением гоминид – в Homo sapiens, стада – в общество. Свидетельства его древности сохранили и языки, и п ...

Показатели качества образования
Исходя из подхода к пониманию качества образования можно выделить следующие блоки показателей качества: 1. Состояние материально технической базы дистанционного обучения; 2. качество учебных программ; 3. качество студентов; 4. качество инфраструктуры; 5. качество знаний; 6. внедрение процессных инн ...

Психолого-педагогические возможности знакомства дошкольников с цветом
В старшей группе дошкольных учреждений закрепляются знания детей об эталонах цвета, хроматических цветах, их названиях. Дети учатся различать как хроматические цвета сильного контраста (прямого): желтый и синий, красный и зеленый, синий и зеленый, так и слабого контраста (обратного): красный и фиол ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru