Проведение констатирующего этапа эксперимента. Диагностика уровня музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Проведение констатирующего этапа эксперимента. Диагностика уровня музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 2

Обучение, воспитание должно соответствовать уровням развития ученика, а это достигается с помощью индивидуального подхода.

Такой принцип индивидуального подхода мы использовали в нашей экспериментальной работе, которая посвящена развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано.

Эксперимент проходил на базе МОУСОШ № 68 г.Тулы. В данном образовательном учреждении школьники во внеурочное время имеют возможность заниматься в различных кружках, в том числе и музыкальных, таких как кружок хорового пения, кружки обучения игре на фортепиано, гитаре, баяне, аккордеоне, домре, балалайке.

В эксперименте принимали участие 10 человек – учащиеся 2-3 классов. Возраст школьников – 8-9 лет. Режим работы кружка – 2 индивидуальных занятия в неделю по 40 минут.

Констатирующий этап эксперимента был организован и проведен с 15 по 19 января 2007 года. Цель данного этапа – диагностика первоначального уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников.

Констатирующий этап эксперимента проводился в рамках индивидуальных уроков, что дало возможность каждому учащемуся проявить максимум своих возможностей, не испытывая неловкости, стеснения, неуверенности.

Музыкальность, как и эмоциональность – часть внутреннего мира человека, ребенка. Поэтому эмоциональные проявления, образно-ассоциативные процессы почти недоступны для внешнего наблюдения. Их регистрирует сам человек, что косвенно выражается в физиологических и психологических показателях. Для диагностики физиологических показателей требуется специальная сложная аппаратура. Однако в нашем распоряжении нет такой техники, кроме того, ее применение может нарушить естественный ход занятий. Психологические показатели – мимические и пантомимические проявления, вербальная активность – более доступны для непосредственного наблюдения, но не всегда дают объективную информацию о внутреннем психическом состоянии человека. Так, например, ребенок может глубоко чувствовать и переживать музыку, но при этом внешне быть абсолютно спокойным. Затрудняет диагностику относительная бедность словарного запаса учащихся, что характерно для детей младшего школьного возраста.

Поэтому при приведении диагностики мы использовали задания, основанные на «перевыражении» содержания, смысла, понятого в музыке, на вербальный язык, делая скидку на степень владения данным языком. При этом мы внимательно наблюдали за детьми, старались учитывать вышеперечисленные психологические показатели, а именно: мимические и пантомимические проявления (взгляд, выражение лица, жесты, позы), вербальные проявления (особенности тембра, наличие эмоциональных акцентов, паузы, повторы, метафоричность выражений).

Диагностика уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников на констатирующем этапе проводилась по следующим параметрам:

• Личностная сопричастность учащегося к содержанию исполняемого произведения.

• Словесная интерпретация образного содержания музыки.

• Адекватность и яркость образно-ассоциативных представлений при восприятии музыкального произведения.

Учащимся были предложены три задания. Каждое задание оценивалось по трехбалльной шкале, по результатам выполнения всех заданий для каждого ребенка рассчитывался средний балл.

Задание №1.

Для определения глубины личностного отношения ребенка к исполняемой музыке, умения пользоваться различными средствами музыкальной выразительности при исполнении музыкального произведения учащимся было предложено исполнить любое произведение, самостоятельно выбранное из пройденного репертуара. Особое внимание при этом мы обращали на использование детьми различных регистров, динамических оттенков, штрихов, умение тембрально окрашивать звук. А так же наблюдали за различными психологическими показателями – мимикой, пантомимикой ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Программа Х. Бройера и М.Войффена
К первой группе можно в первую очередь отнести Ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека. Он направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариант состоит из трех заданий. Первое — рисование по памяти му ...

Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников
II этап Формирующий, который проходил с ноября 2009 по декабрь 2009 г. Цель формирующего эксперимента – провести коррекцию уровня гуманистических качеств в позитивную сторону. Задачи формирующего эксперимента: - разработать программу Тренинга «Гуманистическое отношение к жизни»; - провести в период ...

Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
Диагностика двигательного развития дает возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояние развития движений ребенка, позволяет определить для него «ближайшую зону» формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств. Знания особенностей двигательного ра ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru