Исполнительская реализация музыкальной выразительности

Страница 2

формировать навык пластичности действия аппарата на новом этапе при исполнении ряда гармонических интервалов;

исполнение с предварительным контактом пальцев с клавишами и взмахиванием запястья и предплечья во избежание судорожных толчков до момента усвоения текста произведения и комплекса плановых действий для его исполнения на инструменте;

исполнение фрагментов фактуры, состоящие из коротких групп интервалов.

По мере закрепления этих элементов объем задач увеличивается. Изучая новый материал, необходимо постоянно держать под контролем состояние сформированности навыков.

В дальнейшем на занятиях реализовываются следующие цели:

развитие художественной памяти и воображения ученика;

нахождение элементарных ассоциативных параллелей образно-эмоционального содержания музыки, выявление доступных пониманию ученика средств выразительности;

развитие речевой культуры, словарного запаса учащегося, поиск адекватных словесных выражений возникшему впечатлению от музыки.

Таким образом, эти занятия подводят ученика к выводу о том, что композитор, а вместе с ним и исполнитель своими особенными средствами «изображают» окружающий мир – на начальном этапе обучения младших школьников только так трактуется понятие «изобразительность музыки».

Звуковая изобразительность (звукоподражание) – наиболее простой путь воссоздания звуками образов слышимого мира. Примеров таких пьес в детской фортепианной литературе достаточно: «Два петуха» С. Разоренова «На слонах в Индии» А. Гедике и др.

Музыка может изобразить различные движения: вращение, волнообразное и поступательное движение, его направление вверх и вниз, пространственные перемещения – приближение и удаление. Последнее знакомит учащихся со звучанием и значением терминов «crescendo» и «diminuendo».

Для воплощения выразительного звучания выученного репертуара учащихся необходимо приучать к ответственности за исполнение произведений без остановок и ошибок. При исполнении пьесы наизусть «запасом прочности» служит образно-эмоциональное представление о произведении и последовательная цепь исполнительских задач.

Таким образом, следующий этап – это уже ассоциативный путь приобщения ребенка к специфике музыкального мышления, переход от изобразительного к собственно выразительному. Происходит формирование стойких ассоциаций, ведущих к осмыслению значений различных музыкальных средств. Поэтому необходимо иметь в резерве образцы, аналогичные по художественному воздействию тем, которые изучаются в настоящий момент, чтобы на каждую тему приходилось много примеров. Материалом для такого всестороннего раскрытия художественного образа могут служить близкие по названию пьесы детских альбомов Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева и др.

Осознание музыкальной выразительности подводит ученика к тому, что основа музыкальной содержательности – выражение внутреннего мира человека. На начальном этапе осознания музыкальных явлений для ученика доступно слово «настроение», а так же «характер», вернее, его ведущая черта, воспринимаемая однозначно (живой, задорный, печальный). Давая определение характеру и настроению музыки, ученик неизбежно ассоциирует их с кругом человеческих эмоций, в частности, тех, которые были осознаны им самим.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Методика определения жесткости воды в условиях школьной лаборатории
В настоящее время учителю химии приходиться рассматривать самые различные экологические проблемы, одна из которых – проблема чистой воды. Оценивая воду на содержание минеральных солей, отдельно выделяют концентрацию в ней солей кальция и магния, говоря о степени жесткости воды. Мыло в жесткой воде ...

Организация и проведение методов исследования
В основу работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразов ...

Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в. он в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характера ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru