формировать навык пластичности действия аппарата на новом этапе при исполнении ряда гармонических интервалов;
исполнение с предварительным контактом пальцев с клавишами и взмахиванием запястья и предплечья во избежание судорожных толчков до момента усвоения текста произведения и комплекса плановых действий для его исполнения на инструменте;
исполнение фрагментов фактуры, состоящие из коротких групп интервалов.
По мере закрепления этих элементов объем задач увеличивается. Изучая новый материал, необходимо постоянно держать под контролем состояние сформированности навыков.
В дальнейшем на занятиях реализовываются следующие цели:
развитие художественной памяти и воображения ученика;
нахождение элементарных ассоциативных параллелей образно-эмоционального содержания музыки, выявление доступных пониманию ученика средств выразительности;
развитие речевой культуры, словарного запаса учащегося, поиск адекватных словесных выражений возникшему впечатлению от музыки.
Таким образом, эти занятия подводят ученика к выводу о том, что композитор, а вместе с ним и исполнитель своими особенными средствами «изображают» окружающий мир – на начальном этапе обучения младших школьников только так трактуется понятие «изобразительность музыки».
Звуковая изобразительность (звукоподражание) – наиболее простой путь воссоздания звуками образов слышимого мира. Примеров таких пьес в детской фортепианной литературе достаточно: «Два петуха» С. Разоренова «На слонах в Индии» А. Гедике и др.
Музыка может изобразить различные движения: вращение, волнообразное и поступательное движение, его направление вверх и вниз, пространственные перемещения – приближение и удаление. Последнее знакомит учащихся со звучанием и значением терминов «crescendo» и «diminuendo».
Для воплощения выразительного звучания выученного репертуара учащихся необходимо приучать к ответственности за исполнение произведений без остановок и ошибок. При исполнении пьесы наизусть «запасом прочности» служит образно-эмоциональное представление о произведении и последовательная цепь исполнительских задач.
Таким образом, следующий этап – это уже ассоциативный путь приобщения ребенка к специфике музыкального мышления, переход от изобразительного к собственно выразительному. Происходит формирование стойких ассоциаций, ведущих к осмыслению значений различных музыкальных средств. Поэтому необходимо иметь в резерве образцы, аналогичные по художественному воздействию тем, которые изучаются в настоящий момент, чтобы на каждую тему приходилось много примеров. Материалом для такого всестороннего раскрытия художественного образа могут служить близкие по названию пьесы детских альбомов Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева и др.
Осознание музыкальной выразительности подводит ученика к тому, что основа музыкальной содержательности – выражение внутреннего мира человека. На начальном этапе осознания музыкальных явлений для ученика доступно слово «настроение», а так же «характер», вернее, его ведущая черта, воспринимаемая однозначно (живой, задорный, печальный). Давая определение характеру и настроению музыки, ученик неизбежно ассоциирует их с кругом человеческих эмоций, в частности, тех, которые были осознаны им самим.
Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей. Нуж ...
Виды компьютерной графики
Растровый графический редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в ин ...
Принципы семейного воспитания
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом с ...