Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Новое образование » Проблема организации межпредметных связей в психолого-педагогической литературе » Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Страница 3

Ю.К. Бабанский утверждает: «Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации», и здесь же - «Принципами обучения называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность».

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин считают: «Дидактические принципы - категории дидактики, характеризующие способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания и образования».

По мнению других ученых, «Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями».

Как видно, единого подхода к определению рассматриваемого понятия нет. В связи с этим можно высказать свое видение определения данного понятия в рамках рассматриваемой проблемы.

Принцип обучения определяется как категория дидактики. Следует определить, к какой категории дидактики относятся межпредметные связи.

В дидактике одной из функций межпредметных связей является развивающая функция, которая проявляется в системности мышления, гибкости и самостоятельности ума.

Реализация межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний в образовании можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам, характер системности, межпредметные связи обобщают знания и делают целостными мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют развитию обучаемых (Гурьев А.И., 2002).

Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения.

Функция обучения — это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании личности ученика.

Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы.

В настоящее время, когда построен фундамент теории развивающего обучения, разработана теоретическая модель интегральной личностно-ориентированной педагогической системы, в основании которой положен принцип развивающего обучения с его сущностными и нормативными функциями, появилась реальная возможность раскрыть теоретическую роль межпредметных связей в дидактике, в конкретной педагогической системе.

Появление в дидактике принципа межпредметных связей должно привести к организованному, целевому совершенствованию методики формирования у учащихся единого комплекса знаний, умений и навыков всем дисциплинам естественного цикла.

А.И. Гурьев выделяет несколько направлений влияния принципа межпредметных связей на педагогический процесс:

§ увеличение информационной емкости формируемого понятия;

§ углубление сущностной стороны формируемого понятия;

§ совершенствование последовательности развития понятия;

§ совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;

§ формирование концептуального мышления;

§ осознание учебного предмета в общей системе других наук;

§ осознание системности знаний;

§ постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей;

§ развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;

§ формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;

§ выявление способов получения новых знаний.

Все более обнаруживается, что традиционное понимание межпредметных связей явно исчерпало свои гносеологические возможности и не может уже в современной системе образования обеспечить эффективное обучение.

Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения. Отсюда легко видеть различие между межпредметными связями в традиционном обучении, где управление осуществляется лишь внешней деятельностью учащихся, и в условиях развивающего обучения, где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.

В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Роль учителя-предметника в ориентации учащихся на массовые профессии
Велико и богато народное хозяйство нашей страны, и с каждым годом все ширится его отраслевая структура. Появляются новые профессии, ширится сеть учреждений, готовящих специалистов для различных отраслей. Рассказать о всех профессиях (а их около 6800) просто невозможно. Однако, обеспечивая сознатель ...

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого р ...

Анализ готового электива «Окно в Британию»
Аналогично проанализируем элективный курс «Окно в Британию», составленный Т.Д. Андросенко. С точки зрения структурных компонентов, данное издание включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план. В титульном листе указан автор-составитель курса, ком ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru