Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Новое образование » Проблема организации межпредметных связей в психолого-педагогической литературе » Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Страница 1

Современное состояние научного естествознания предстает как сложнейшая система наук, в составе которой функционирует множество научных дисциплин. Большинство из них непрерывно взаимодействуют, имея общие объекты научного познания.

Взаимное проникновение наук отражает объективную диалектику природы. Оно свидетельствует о том, что природа в своей основе едина. Ни одна из частей природы не изолирована, а находится в общей связи. В этом проявляется смысл основного философского тезиса "Всё взаимодействует со всем". И если в мире науки естественным образом осуществляется взаимосвязь различных наук, то в учебном процессе эту синтезирующую роль выполняют межпредметные связи.

Многие ученые-педагоги внесли свой заметный вклад в решение проблемы межпредметных связей в процессе обучения. М.А. Данилов, Б.П.Есипов и многие другие наряду с теоретическими обоснованиями дали ряд конкретных рекомендаций по углублению и расширению взаимосвязей учебных дисциплин в школе.

В печати появлялись работы, посвященные проблеме межпредметных связей, в которых обстоятельно исследуются различные стороны ее, в том числе пристальное внимание обращается на историю возникновения и развития идеи межпредметных связей. Сюда относятся работы Г.И. Батуриной, которая высказывалась о том, что с введением предметной структуры школьного образования проблема межпредметных связей становится одной из основных в педагогической науке и школьной практике, т.е. подчеркивается спокойный переход от идеи комплексности к идее межпредметных связей, более того, создается мнение, что с переходом к предметной системе резко улучшается исследование проблемы вооружения учащихся целостным представлением о мире и его явлениях, увеличивается количество исследований о межпредметных связях и их практическая результативность.

В работах М.Н. Скаткина было показано, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала, т.е. они как бы «обрастают» теориями, понятиями, фактами, выходящими за пределы одного предмета, и создают целостную научную систему знаний о природе и обществе.

В настоящее время нет единой общепринятой точки зрения на статус межпредметных связей. По мнению одних авторов, межпредметные связи являются одним из важнейших дидактических условий повышения научного уровня преподавания школьных дисциплин и эффективности всего учебного процесса в целом.

В.Н. Максимова (1984), Н.А.Лошкарева (1981) придерживаются мнения о том, что межпредметные связи являются дидактическим принципом, тесно связанным с принципом научности и системности, и являются отражением в содержании и методах обучения межнаучных связей. Это говорит о сложности и многоаспектности рассматриваемой проблемы.

В 60-е годы XX в. развернулись исследования проблемы межпредметных связей с позиций идей активизации обучения и повышения его научного и теоретического уровня. Межпредметные связи рассматривались В.Н. Максимовой в разных аспектах:

· как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков;

· как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов;

· как средство реализации принципов обучения, и, прежде всего, научности.

Стало очевидным, что значение межпредметных связей в процессе обучения не может быть ограничено категорией средства, оно шире. Появились попытки обосновать межпредметные связи как самостоятельный принцип обучения.

В период 70-х годов XX в. проблема межпредметных связей является одной из центральных в дидактике. Она подвергается широкому обсуждению, в процессе которого определяются методологические позиции ее дальнейшего исследования.

Некоторые итоги исследования проблемы межпредметных связей были подведены на Всесоюзной конференции в Алма-Ате в 1973 г. Подчеркивая значимость проблемы взаимосвязей в обучении, конференция отметила новые направления в ее разработке и рекомендовала учитывать требования межпредметных связей в совершенствовании учебников и учебно-методических пособий, поддерживать поиск учителей по этой проблеме, использовать межпредметные связи в совершенствовании учебного процесса, вооружать будущих учителей необходимыми знаниями в области осуществления взаимосвязей на уроках.

В своих работах Г.И. Беленький (1977), И.Д. Зверев (1977), В.М. Коротов (1976), Э.И.Моносзон (1978) особое внимание уделяли воспитательному значению межпредметных связей. Эффективное усвоение информации достигается лишь в процессе активной деятельности. Поэтому исследование учебно-познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметных связей и их роли в совершенствовании процесса обучения в целом приобрело особую актуальность. Это направление имеет принципиальное значение для эффективного построения всего учебно-воспитательного процесса в условиях преобразования общеобразовательной школы, когда активные формы занятий с их практической направленностью должны занять ведущее место в системе обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка
Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает сп ...

Сущность, структура и виды самостоятельной работы
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, ...

Основные направления и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя: 1. Создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школ – интернатов для детей с ЗПР, классов к ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru