Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Новое образование » Проблема организации межпредметных связей в психолого-педагогической литературе » Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Страница 5

С целью реализации данного положения она готовила специальные опорные блоки, с которыми школьники работали самостоятельно, осуществляя самоконтроль и самооценку знаний.

Важный компонент реализации межпредметных связей - подведение школьников к выводу о значении тех или иных явлений, данных других наук для биологии. Как правило, это достигается последовательной постановкой несложных задач, решение которых приближает к выводу.

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления.

Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в широком смысле слова, межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения и навыки, способы их получения в различных видах деятельности, реализующийся через систему нормативных функций, а также общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.

В узком (предметном) смысле слова, межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.

Этот дидактический принцип определяет развитие способности учащихся к концептуальному мышлению, т.е. к целостному видению мира. Именно эта функция межпредметных связей обладает всеобщностью воздействия на педагогический процесс и дает основание для рассмотрения принципа межпредметных связей в системе других дидактических принципов.

Проблемой межпредметных связей занимались классики отечественного образования. Эта проблема сохранила свою актуальность в современных условиях.

В рамках школы развивающего обучения в течение ряда лет создается дидактическая система, направленная на осуществление межпредметных связей при профессиональной подготовке будущего учителя. А.И. Гурьев предлагает дидактическую систему, состоящую из следующих взаимосвязанных модулей:

1) методологического, включающего методы, принципы научного познания;

2) методического, включающего методические рекомендации для учителей, учащихся и родителей по реализации теоретического модуля;

3) теоретического, включающего пособие, сборники задач, комплекс лабораторно-исследовательских работ и тесты межпредметного содержания для учащихся основной школы.

Данные наглядно свидетельствуют об эффективности применения дидактической системы в процессе преподавания в основной школе и позволяют сделать следующие выводы:

1. Реализация принципа межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам характер системности, межпредметные связи обобщают знания делают целостным мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют творческому развитию обучаемых.

2. Реализация принципа межпредметных связей преследует такие цели:

- формирование единого представления о природе на основе диалектического единства естественнонаучных знаний;

- обеспечение системности знаний;

- формирование у учащихся умений устанавливать всесторонние связи между научными фактами, понятиями, законами, теориями; обеспечение понимания этих связей как фактора, способствующего углублению знаний;

- генерализация знаний учащихся, выработка представлений об общности основных законов природы, их значении для разных областей естественнонаучных знаний.

Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрыли отдельные аспекты проблемы межпредметных связей педагогики современного периода. И вместе с тем показали ее комплексный характер.

Следует отметить, что решающая роль в практической реализации межпредметных связей в процессе изучения дисциплин принадлежит учителям, от которых во многом зависит уровень сформированности системы знаний, убеждений, способов деятельности, позволяющих учащимся осознать межпредметную сущность природных явлений и процессов и свою роль в разрешении сложных глобальных проблем взаимодействия природы и человека, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Общие понятия о заданиях на дом по физическому воспитанию
Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний, умений и навыков в физических упражнениях. Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима и самостоятельная работа учащихс ...

Методика экспериментального исследования
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Исследо ...

Педагогические технологии: понятие, качества, научные основы
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции (Г.К. Селевко): технология может пониматься как средство, как способ, как научное направление, как многомерное понятие. В настоящее время в зарубежной и ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru