Сущность, структура и виды самостоятельной работы

Страница 1

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. В процессе чтения занятия под руководством учителя постоянно сочетаются с самостоятельной работой учащихся. Обучение детей самостоятельной работе имеет двоякую цель. Во-первых, необходимо образовать навыки работы с книгой, которые понадобятся в учебе. Во-вторых, самостоятельное выполнение заданий, практических работ, принося учащемуся, чувство удовлетворения трудом, оказывает благотворное воспитательное воздействие.

В младших классах школы самостоятельной работой считается такое выполнение задания, в процессе которого учащиеся ясно представляют цель работы и порядок ее выполнения и выполняют без непосредственной помощи учителя некоторую часть задания или всю работу. Признаком самостоятельности в работе является также умение ученика изложить результаты своей работы путем участия в общей беседе (устно) или письменно оформить их (ответы на вопросы, план статьи или другая посильная работа). Основное содержание самостоятельной работы состоит в активизации мышления учащихся. Навыки самостоятельного учебного труда, связанного с чтением книги, вырабатываются в результате системы целенаправленных упражнений и постепенно усложняющихся заданий. Виды заданий должны быть освоены заранее в подобных работах с учителем. Затем ту или иную часть издания выполняют учащиеся одни, и, наконец, они получают возможность выполнять все задание самостоятельно. На всех ступенях обучения младших школьников самостоятельной работе необходимо руководство ею со стороны учителя. Он определяет виды заданий для самостоятельной работы и место ее на уроке, разъясняет цель и порядок ее выполнения, следит за работой учащихся, помогая в случае надобности отдельным учащимся. Контроль выполнения работы проходит также под руководством учителя, который привлекает внимание всех учащихся к обсуждению ее результатов.

Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.

Можно сказать, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями как в школе, так и в жизни.

Как показали исследования, самостоятельная работа учащихся имеет определенную структуру. Она включает два этапа: I - подготовительный, ориентировочный, II - исполнительный.

I (подготовительный) этап знакомства с заданием, ориентировки в нем состоит в том, что ученик, выслушав задание, рассматривает предмет или чертеж, читает или перечитывает условие задачи, содержание текста и т.д. В ходе этой ориентировки ученик осуществляет анализ задания и связанный с ним синтез, т.е. осмысливает его, выделяя, что дано в задании, что нужно узнать или сделать, какие потребуются для этого знания и действия, составляет план выполнения задания.

II (исполнительный) этап заключается в том, что ученик, поняв задание и составив план действий, выполняет и проверяет его.

Полагаем, что целесообразнее проверку выполненного задания выделить в отдельный структурный этап, а именно III (проверочный) этап, который заключается в том, что ученик, выполнив задание, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее (устанавливает, правильно или нет), т.е. осуществляет самоконтроль и самооценку.

Таким образом, в структуру самостоятельной работы входит: анализ задания, поиск способов осуществления задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных выше элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит, и уровень самостоятельности школьников.

Основные виды самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные работы следует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших различные типы дошкольных учреждений и не посещавших их
Обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в начальную школу является одной из актуальных задач образовательной политики нашего города. В настоящее время дошкольные учреждения не посещают около 47 % малышей. Это происходит по целому ряду причин (не ...

Понятие «ценность», «ценностное отношение»
Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М. Вебера - ценность - термин, широ ...

Основные направления развития Российской системы непрерывного профессионального образования
непрерывное образование профессиональное Для определения государственной политики в области непрерывного профессионального образования необходимо сформулировать национальные цели с учетом той ситуации, которая сложилась в современной России. Непосредственной целью модернизации системы профессиональ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru