Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.
Яркое, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке.
Так же широко, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающая ребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке, в мебели — в том, что мы называем предметной средой. Эстетика быта — это весь уклад жизни семьи (и детского сада).
И, наконец, искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни и в природе.
Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорной готовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Отечественные психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятии. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже, длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.
В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.
В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм.
Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Восприятие это требует проявления многих способностей: воображения, наглядных представлений, умения жить радостью и печалью героев художественных произведений.
Здесь мы подходим к такому сложному явлению, как эстетическое переживание, эстетическое чувство.
Можно ли говорить о наличии эстетического чувства у дошкольника? Как рано оно зарождается, каковы его содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям и отличие от них?
Бытовые предметы и явления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств, которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также в форме наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии и необычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями, цветом, линиями.
Методика проведения экспериментальных уроков курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 8-м классе
Рассмотрим, как происходило включение системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 1. «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях») 8 класса в экспериментальном обучении. Поурочное планирование [15, 19, 20, 32] курса «Основ ...
Роль коллектива в воспитании учащихся
Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что разви ...
Проблема состава и
структуры образовательных областей
Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не ...