Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Новое образование » Проблема организации межпредметных связей в психолого-педагогической литературе » Проблема межпредметных связей педагогики современного периода

Страница 2

В истории исследования и практической реализации проблемы межпредметных связей можно выделить три основных периода:

· когда она трактуется как идея единства, целостности научных знаний, их тесной связи с действительностью. Хронологически - это 1917-1931 гг.

· когда она стала рассматриваться вначале лишь узкодидактически как требование согласовывать содержание учебных дисциплин, а в дальнейшем, резко расширяясь, затрагивая все стороны учебно-воспитательной деятельности школы. Хронологически - это 1954 -1965 гг. Время, когда школа работала по относительно устойчивым программам. В этот период появляется большое количество методической литературы по межпредметным связям.

· это начало движения за научное оформление идеи межпредметных связей, использование ее в условиях предметного преподавания на основе нового содержания образования. Начало этого периода падает на 1966 год, когда постепенно школа стала переходить на новое содержание образования. В этот же период достоянием педагогической общественности становятся многочисленные кандидатские диссертации, посвященные выявлению научных основ межпредметных связей.

Схема 1

Основные периоды развития проблемы межпредметных связей

1966 г.-…

Научное оформление идеи межпредметных связей

1954-1965 гг.

Затрагиваются все стороны учебно-воспитательной деятельности школы

1917-1931 гг.

Идея единства, целостность научных знаний, связь с действительностью

Сам факт периодически бурно проявляющегося широкого общественного внимания к данной идее говорит о практической и теоретической важности ее, о том, что она органически присуща образовательно-воспитательному процессу, что искусственное замораживание ее всегда отрицательно сказывалось на постановке и решении ведущих вопросов обучения и воспитания.

Были попытки провести анализ феномена межпредметных связей как дидактического принципа, а также ввести понятие об уровнях их реализации. Межпредметные связи по их сущности и функциям можно отнести к принципам обучения, т.е. признать, что они представляют собой одно из таких главных руководящих положений педагогической теории, которые относятся ко всему процессу обучения в целом и распространяются на все учебные предметы. Это, естественно, должен быть дидактический принцип, определяющий развитие способное учащихся к концептуальному мышлению, т.е. к целостному видению мира.

Принцип межпредметности способствует реализации каждого из других принципов обучения так же, как все эти принципы создают дидактические основы для планомерного осуществления межпредметных связей. Взаимосвязь принципов обучения с принципом межпредметности представлена на схеме 2 .

Схема 2

Взаимосвязь принципа межпредметных связей с дидактическими принципами

В настоящее время дидактические принципы могут быть однозначно понимаемые только в контексте целостной педагогической концепции. Поэтому рассматриваются принципы обучения в рамках конкретной системы обучения, а именно интегративно, личностно-ориентированной педагогической системы развивающего обучения.

Прежде всего, следует провести анализ сущности понятия «принцип обучения» рассматривавшегося ведущими педагогам: и дидактами прошлого века.

В.В. Давыдов дает толкование принципам обучения следующее: «Принцип — некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям . С нормативной точки зрения, принцип - определенное руководство к практическому педагогическому действию . Принципы обучения направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь ...

Клиника
При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Поэтому клиническая систематика УО строится на широко используемых понятиях «дифференцированная» и «недифференцированная» умственная ...

Функциональные электроактивные материалы в содержании учебного процесса магистратуры ХФ
Данная глава посвящена рассмотрению роли и места таких интересных в практическом отношении и широко востребованных в настоящее время электроактивных материалов содержании обучения студентов и магистрантов ХФ. Первая часть главы относится к собственно электроактивным материалам, их значению в практи ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru